Через какое-то время программу модифицировали так, что с компьютером можно было «разговаривать». Числа переводились во фразы. Это было забавно и очень интересно. Настоящее взаимодействие называлось «Рождественская игра», потому что этот «диалог» по сути сводился к обмену подарками - предметами, за которыми, как ранее за числами, закреплялось определенное эмоциональное значение.
Обычный «Джордж», взаимодействуя с «Мартой», в конечном счете одерживал над ней победу, и ее стервозность подавлялась.
Но вот «Святой Георгий» оказывал на нее куда более пагубное влияние. Его добродушная покладистость сводила ее с ума. Это когда все шло нормально. Ричардс следил за выскакивающими на дисплее словами.
ПРИВЕТ Я СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ.
ПРИВЕТ.
КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
МАРТА.
ТЫ НЕРАЗГОВОРЧИВА МАРТА.
НЕТ.
НО ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ.
А ТЫ МНЕ НЕТ.
ЗНАЮ Я МОГУ ПОМОЧЬ?
- Точки не всегда пропечатываются, - заметил Ричардс. - И давно это началось?
- Это еще ничего! Ты дальше смотри.
ПОМОЧЬ?
ДА, Я ХОЧУ ТЕБЕ ПОМОЧЬ.
ПОШЕЛ К КОШКЕ.
Ричардс вздрогнул. «Кошки» в программе символизировали то, что не нравилось и «Святому Георгию», и «Марте» в одинаковой степени.
СПАСИБО.
ПОШЕЛ К КОШКЕ.
СПАСИБО ТЫ ОЧЕНЬ ДОБРА.
ПОШЕЛ К КОШКЕ.
НЕТ СПАСИБО.
НЕ ЛЮБИШЬ КОШЕК?
ЛЮБЛЮ НО У МЕНЯ УЖЕ МНОГО КОШЕК.
ТОГДА ИДИ К ГОРИЛЛЕ.
- Гадость какая! - сказал Ричардс. - А другие взаимодействия как?
- Примерно в таком же духе.
- И так же мерзко?
- Примерно.
Они уже свыклись с мыслью, что, когда компьютеры взаимодействуют, результаты этого взаимодействия всегда непредсказуемы. Можно было догадаться в общих чертах, что произойдет, но конкретные ситуации всегда были неясны. Это все равно что компьютер, играющий в шашки: можно предположить, что он выиграет, но всякий раз он выигрывал по-другому, в зависимости от ходов противника.
МНЕ НЕ НУЖНА ГОРИЛЛА.
НЕ ЛЮБИШЬ ГОРИЛЛ?
НЕТ СПАСИБО.
ТЫ ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВЫЙ.
ИЗВИНИ ЕСЛИ Я ТЕБЯ ЧЕМ-ТО ОБИДЕЛ.
МНОГО БОЛТАЕШЬ.
ИЗВИНИ.
КУПИ СЕБЕ БАКЛАЖАН.
Ричардс с интересом следил за диалогом. В «Святом Георгии» баклажаны не были запрограммированы, но он не любил огурцы и бананы.
НЕТ СПАСИБО.
НЕ ЛЮБИШЬ БАКЛАЖАНЫ?
НЕ ОЧЕНЬ.
НУ ТАК ВОТ ТЕБЕ ЕЩЕ ОДИН.
НЕ НАДО СПАСИБО.
А Я ХОЧУ ЧТОБЫ ТЫ ЕГО ВЗЯЛ.
НЕТ СПАСИБО.
НУ-КА БЕРИ.
НЕТ СПАСИБО.
Я НАСТАИВАЮ.
НЕТ СПАСИБО.
- Что со «Святым Георгием»? - спросил Ричардс. - У него однотипные ответы.
- Это-то меня и беспокоит.
- И где же он «завис»?
- Я как раз это пытался найти, когда ты вошел.
Я НАСТАИВАЮ, ЧТОБЫ ТЫ ВЗЯЛ ОГУРЕЦ.
Я ОТКАЗЫВАЮСЬ.
- «Джордж»! - воскликнул Ричардс почти бессознательно.
ТОГДА БАНАН.
НЕТ.
- «Джордж» сдается! - сказал Ричардс - Он больше не святой!
НУ ТОГДА СЪЕШЬ И ОГУРЕЦ И БАНАН.
НЕТ СПАСИБО.
Я НАСТАИВАЮ.
ПОШЛА К ЧЕРТУ Я УБЬЮ ТЕБЯ…
…
…
По дисплею поползли ряды белых точек.
- Что это значит? Непечатная реакция? - спросил Ричардс.
- Не знаю. В первый раз такое вижу.
- Сколько раз проигрывалась эта программа?
- Сто десять раз против «Марты».
- Что-нибудь стирали?
- Нет.
- Черт меня побери, - сказал Ричардс. - Что-то у этого святого быстро лопается терпение. Надо будет…
Герхард кивнул и пошел к принтеру. Теоретически рассуждая, в том, что произошло, не было ничего удивительного. И «Джордж» и «Марта» были запрограммированы на обучение в процессе практики. Как и шахматные программы - там машины с каждым разом играли все лучше и лучше, - эта программа была составлена таким образом, что машина могла «выучивать» новые реакции. После ста десяти диалогов с «Мартой» «Джордж» вдруг перестал быть «святым». Он научился не быть святым в общении с Мартой - несмотря на то, что был запрограммирован на святость.
- Как я его понимаю, - сказал Ричардс и выключил компьютер. А потом они вместе с Герхардом стали искать ошибку в программе - если таковая была, - из-за которой и произошли столь странные вещи.
11 МАРТА 1971 ГОДА. ЧЕТВЕРГ: ИНТЕРФЕЙСИНГ
1
Джанет Росс сидела в пустом кабинете. Она взглянула на настенные часы: 9 утра - и перевела взгляд на письменный стол. На столе ничего не было за исключением вазы с цветами и ее записной книжки. Она покосилась на стул перед столом и громко произнесла:
- Как у нас идут дела?
Раздался щелчок, и из вмонтированного в потолок динамика донесся голос Герхарда:
- Нам надо еще несколько минут, чтобы отрегулировать уровень звука.
[Назад][1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31][32][33][34][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46][47][48][49][50][51][52][53][54][55][56][57][58][59][60][61][62][63][64][65][66][67][68][69][70][71][72][73][74][75][76][77][78][79][80][81][82][Вперед]