ДУХИ
О МИРОУСТРОЙСТВЕ |
Что такое душа - Общение с духами - Духи о своей жизни - Развитие духа |
Как мы уже
говорили, люди достаточно давно общаются с духами! По результатам этого
общения, написано много работ посвященных Спиритизму, самим духам и
Мироустройству. Самые известные работы по этому вопросу – «Книга Духов» и
«Книга медиумов» написаны Аланом Кардеком ещё в 1858 году! Полностью
эти и другие книги автора есть в Библиотеке нашего сайта. Здесь же, мы
предлагаем читателям ответы Духов, на вопросы, посвящённые их жизни и
мироустройству, данные ими на Спиритических сеансах: Что такое Бог Что такое Бог? «Бог - это Высший
Разум, первопричина всего и вся»! Может ли человек понять внутреннюю, сокровенную природу
Бога? "Нет; на то слишком бедна его познавательная
способность, ему недостаёт особого органа чувств. Будет ли однажды дано человеку понять тайну Божества? "Когда дух его не будет больше затемнён материей и
когда, чрез совершенство своё, он приблизится к Богу; тогда он увидит Его и
поймёт. Если мы не можем понять сокровенную природу Бога, то
можем ли мы иметь хотя бы какую-то идею о некоторых Его совершенствах? "Да,
о некоторых. Человек понимает их лучше по мере того, как возвышается над
материей; он прозревает их мыслью. Дано ли человеку знать начало вещей? «Нет, Бог не позволяет, чтобы всё было открыто человеку
в здешнем мире.» Проникнет ли человек когда-нибудь в тайну сокрытых от
него вещей? "Покров поднимается для
него по мере того, как он очищается; но чтобы понять некоторые вещи, ему
нужны способности, коими он ещё никак не обладает." Может ли человек чрез научные изыскания проникнуть в
некоторые из тайн Природы? "Наука была дана ему для его
продвижения и прогресса во всём, но он не может выйти за пределы,
поставленные ему Богом." Вне исследований науки дано ли человеку получать
сообщения более высокого порядка о том, что ускользает от свидетельства его
чувств? "Да, если Бог
сочтёт это полезным, Он может поведать то, чего не может узнать наука." Обыкновенно материю определяют как-то, что обладает
протяженностью, что может воздействовать на наши органы чувств, вызывая
ощущения; как то, что непостижимо; точны ли эти определения? "С вашей
точки зрения, точны, потому что вы говорите лишь о том, что вам известно; но
материя существует и в таких состояниях, которые вам совершенно неведомы;
она, например, может быть столь эфирна и утончённа,
что не окажет никакого воздействия на ваши органы чувств; и, однако, всё это
материя, но для вас это было бы не так." Какое определение могли бы вы дать материи? "Материя есть цепь, в которую закован дух; это
орудие, ему служащее, и на которое, в то же время, он оказывает своё действие."
Является ли весомость главным свойством материи? "Той материи,
которая понимается вами как таковая, да; но нет, если речь идёт о материи,
рассматриваемой как вселенский флюид. Материя эфирная и утончённая,
образующая этот флюид, для вас невесома, и тем не менее она есть начало вашей
весомой материи." Образована ли материя из одного или же многих элементов? "Из одного первоначального элемента. Тела, которые
вы рассматриваете как тела простые, не являются настоящими элементами, но
лишь преобразованьями первоначальной материи." Отчего происходят различные свойства материи? "Это изменения, коим подвергаются элементарные
молекулы чрез свой союз и при определённых обстоятельствах." Существует
ли абсолютная пустота, где-либо в космическом пространстве? "Нет, пустоты
нет нигде и ни в чём; то, что пусто для тебя, заполнено такой материей,
которая ускользает от твоих органов чувств и от твоих инструментов." Можем
ли мы узнать способ образования миров? "Всё, что можно сказать и что вы можете
понять, это то, что миры создаются конденсацией материи, рассеянной в
пространстве." Совершенно
сформировавшийся мир может ли исчезнуть, а материя, составляющая его, снова
рассеяться в пространстве? "Да, Бог обновляет миры, как Он
обновляет живые существа." Род человеческий, начался ли он с одного человека? "Нет; тот,
кого вы называете Адамом, не был ни первым, ни единственным из обитателей
Земли!" Можем ли мы знать, в какую эпоху жил Адам? "Приблизительно в ту, какую вы ему отводите; около
4000 лет до Р.Х." Зарождался ли человек в разных точках земного шара? "Да, и в разные эпохи, и в этом одна из
причин разнообразия рас; затем люди, рассеиваясь по различным континентам и
климатам и приобщаясь к другим расам, образовывали новые типы." Все ли миры, вращающиеся в Космосе, обитаемы? "Да, и
человек Земли далёк от того, чтобы быть, как он то полагает, первым по уму,
доброте и совершенству. Есть, однако, люди, мнящие себя очень сильными,
воображающие, будто этот маленький шарик один имеет привилегию быть населённым
разумными существами. Гордыня и суета! Они полагают, будто Бог создал
Вселенную для них одних." Одинаково ли физическое устроение иных миров? "Нет; они
нисколько не схожи." Поскольку физическое устроение миров не одинаково для
всех, то следует ли из этого для населяющих их существ различие в
организации? "Несомненно, как у вас рыбы созданы,
чтобы жить в воде, а птицы - в воздухе." Что такое Дух Что есть Дух? «Дух
– это разумное начало Вселенной»! Какова сокровенная природа Духа? «Дух
нелегко анализировать на вашем языке. Для вас это - ничто, потому что Дух не
есть что-то такое, что можно пощупать; но для нас это нечто.» Дух, есть ли это синоним ума? "Ум есть
главное свойство Духа, но тот и другой смешиваются в общем принципе таким
образом, что для вас это как бы одно и то же. Независим ли от материи Дух,, или же он - свойство её? "Тот и другая различны; но нужен союз Духа и
материи, чтобы оразумить материю." Этот союз, так ли он необходим для проявления ума? "Он необходим для вас, потому что вы неспособны
воспринять ум без материи, ваши органы чувств не предназначены (не сделаны)
для этого." Можно ли представить Дух без материи и материю без
Духа? "Несомненно, можно, - мысленно." Таким образом, оказалось бы две основополагающих стихии
мирозданья: материя и Дух? "Да, и надо всем этим – Бог. Но к
материальному элементу нужно добавить ещё вселенский так, или флюид, который
играет роль посредника между Духом и собственно материей, слишком грубой,
чтобы Дух мог влиять на неё. Хотя, с некоторой точки зрения, флюид можно было
бы отнести к матерьяльному элементу, он всё же
отличается от материи особенными свойствами; если бы он был в полном смысле
материей, то не было бы причин, чтобы также и Дух не был бы ею. Элемент этот
помещён между Духом и материей; он есть флюид, - как материя есть материя, -
способный в своих бесчисленных сочетаниях с этой последней и под действием
Духа произвесть бесконечное разнообразие вещей,
коих вам ведома лишь незначительная часть. Вселенский, или изначальный, либо
же простейший, флюид этот, будучи инструментом, коим пользуется Дух, является
началом, без которого материя была бы в состоянии постоянного деленья и
никогда бы не приобрела свойств, кои даёт ей сила тяготения." Является ли этот флюид тем, что мы называем электричеством? "Мы сказали,
что он подвержен бесчисленным сочетаниям; то, что вы называете
"электрическим током", "магнетическим флюидом", суть
видоизменения (модификации) этого самого вселенского флюида, который есть не
что иное, как более совершенная, более утончённая материя, которую можно
рассматривать как самостоятельную." Сотворенье
духов, является ли оно процессом постоянным или же оно имело место лишь в
отдалённые времена? "Оно постоянно,
Бог никогда не прекращал творить." Образуются ли духи самопроизвольно, либо же они
происходят друг от друга? "Бог
создаёт их, как и все другие существа, Своею волею; но ещё раз -
происхожденье их есть тайна." Точным ли будет сказать, что духи нематерьяльны?
"Как можно определить что-то, когда нет
слов для сравнения и язык несовершенен? Слепорождённый, разве может он
определить свет? "Нематерьяльны" не то
слово; "бестелесны" было бы более точно, ибо ты должен понимать,
что раз дух есть создание, то он должен быть чем-то; это материя утончённая,
но не имеющая подобий для вас, и настолько эфирная, что не может
воздействовать на ваши органы чувств." Составляют ли духи мир отдельный, за пределами того, коий мы видим? "Да, мир духов или бестелесных умов." Который из двух, мир спиритический или мир физический,
главенствует в природе вещей? "Спиритический мир; он предсуществует и переживает всё." Ухудшилась ли бы сущность мира спиритического, если бы
мир физический перестал существовать или никогда не существовал? "Нет, нисколько; они независимы, и всё же их
взаимосвязь непрестанна, ибо они непрестанно влияют друг на друга." Занимают ли духи в Космосе какое-то определённое и
ограниченное пространство? "Духи
есть повсюду; бесконечные пространства населены ими до бесконечности.
Постоянно вокруг вас есть те из них, которые наблюдают за вами и воздействуют
на вас без вашего ведома, ибо духи суть одна из сил природы и орудия, коими
пользуется Бог для выполнения Своих божественных замыслов; но не все из них
могут быть всюду, ибо есть места, запретные для малоразвитых." Затрачивают
ли духи какое-то время на то, чтобы преодолеть пространство? "Да, но
самое незначительное, ибо они передвигаются со скоростью мысли." Является
ли материя препятствием для духов?
"Нет, они проходят сквозь всё: воздух, земля, вода, даже огонь им равно
доступны." Все духи лучатся с одинаковой ли силой? "Далеко не так; это зависит от степени их чистоты." Равны ли духи между собой или же среди них существует
некоторая иерархия? "Они имеют разные ранги согласно
степени достигнутого ими совершенства." Есть ли определённое число рангам или степеням
совершенства среди духов? "Число их
неограниченно, потому что между этими рангами нет определённой
размежёвывающей линии, так что деление их по рангам может быть произвольно
увеличено или уменьшено; однако если рассматривать общие характеры, то можно
свести их к трём главнейшим. К первому рангу можно отнести тех, что
достигли совершенства чистых духов; духи второго ранга достигли середины восхождения,
желание добра - главная их забота. Духи последнего ранга ещё находятся в
самом низу лестницы: духи несовершенные. Их отличает невежество, желание зла
и все дурные страсти, задерживающие их продвиженье." Обладают ли духи второго ранга одним только желаньем
добра или также и силою творить его? "Они обладают этой силою согласно
степени своего совершенства: у одних есть знание, у других мудрость и
доброта, но всем им предстоит ещё вынести испытания." Духи
третьего ранга, все ли они по сущности дурны? "Нет, одни
не делают ни добра, ни зла; другие, напротив, находят удовольствие во зле и
удовлетворены, когда находят возможность причинить его. И затем есть ещё духи
легкомысленные и сумасбродные, так называемые домовые - скорее бестолковые,
чем злые, находящие удовольствие более в проделках, чем в злобе, и обожающие
мистификации и мелкие неприятности, которые их забавляют." Духи
хороши или дурны по своей природе, либо же это те же самые духи, улучшающиеся
в ходе своего развития? "Это те же самые духи, кои улучшаются,
развиваясь: делаясь всё лучше, они переходят от низшего ранга к рангу более
высокому." Среди
духов были ли одни созданы хорошими, а другие плохими? "Бог создал
всех духов простыми и невежественными, т.е. лишёнными знания. Каждому из них
Он дал определённую задачу в целях просветить их и постепенно привести к
совершенству через знание истины, чтобы в конечном счёте приблизить их к
Себе. Вечное и безоблачное счастье состоит для них в этом совершенстве. Духи
приобретают эти знания, проходя через испытания, кои им назначает Бог. Одни
принимают эти испытания смиренно - и быстрее достигают назначения своей
судьбы; другие же претерпевают их ропотно - и тем
самым, по собственной вине, остаются вдали от совершенства и блаженства
обетованного." В
соответствии с этим представляется, будто духи при возникновении своём
походят на детей, ещё ничего не знающих и лишённых опыта, но которые
мало-помалу приобретают недостающие им знания, проходя различные периоды
своей жизни "Да, сравнение
правильно; непослушный ребёнок остаётся незнающим и несовершенным;
постепенно, в зависимости от собственной послушности, он более или менее
выучивается, но жизнь человека имеет свой предел, тогда как жизнь духов
простирается до беспредельности." Существуют
ли духи, кои на вечность останутся в низшем ранге? "Нет, все станут совершенны; они меняются, они
изменятся, но это длится долго; ибо, как мы уже сказали, справедливый и
милосердный отец не может навечно изгнать детей своих. Или ты думаешь, будто
Бог, столь великий, столь благой, столь справедливый, может оказаться хуже,
чем даже вы сами?!" Зависит
ли от самих духов поторопить продвиженье своё к совершенству? "Определённо; они достигают его более или менее
быстро, согласно своему желанию и подчинению своему воле Бога. Разве
послушный ребёнок выучивается не быстрее, чем ребёнок строптивый?" Могут
ли духи выродиться? "Нет, по мере
того как они продвигаются, они начинают понимать, что именно отделяет их от
совершенства. Выдержав испытание, дух обладает знанием, коего он уже не
забывает. Он может остаться неподвижен, но назад он не идёт." Не
может ли Бог избавить духов от испытаний, которые те должны претерпеть, чтобы
достичь первого ранга? "Если бы они
были сразу созданы совершенными, то не было бы никакой их заслуги в том, что
они обладают этим совершенством. Что заслуга без борьбы? При этом
неравенство, существующее между ними, необходимо для развития их личности; и,
наконец, та задача, какую они выполняют в разных своих рангах, входит в
замыслы Провидения и служит для поддержания гармонии Вселенной." Все
ли духи бывают злы, прежде чем прийти к добру? "Злы далеко
не все, но все, без исключения, несведущи." Отчего
одни духи следовали по пути добра, а другие шли дорогою зла? "Разве нет у них свободной воли, делающей свой
выбор? Бог вовсе не создавал злых духов; он создал духов простыми и
незнающими, т.е. обладающими равной склонностью к добру и злу; стало быть,
те, что дурны, становятся такими по собственному желанию." Каким
образом духи, при образовании своём, когда они ещё не обладают самосознанием,
могут иметь свободу выбора между добром и злом? Есть ли в них некое начало,
некая склонность, влекущие их скорее по одному пути, чем по другому? "Да, свобода
воли развивается по мере того, как дух приобретает самосознание. Но в то же
время не было бы никакой свободы выбора, если бы выбор был обусловлен
какой-либо причиной, не зависящей от воли самого духа. Причина не в нём, она
вне его, во влияниях, коим он поддаётся в силу своей свободной воли. Велик
символ падения человека и первородного греха: одни поддались искушению,
другие устояли перед ним." Откуда
берутся влияния, воздействующие на него? "Несовершенные духи стремятся
завладеть им, господствовать над ним: им радостно видеть его падение. Именно
это и пытались обрисовать в образе Сатаны." Только
ли при сотворении духа оказывается на него это влияние? "Оно следует за ним по его духовной жизни до той
поры, покуда он не возьмёт над собой такую власть, что дурные откажутся его
одерживать." Почему
Бог позволил, чтобы духи могли следовать по пути зла? "Как
дерзаете вы требовать у Бога отчёта в Его действиях? Не думаете ли вы, будто
вам под силу проникнуть в Его замыслы?! Вы, однако, можете сказать себе
следующее: "Мудрость Божья состоит в той свободе, которою Он
предоставляет каждому выбирать самому, дабы у каждого была заслуга
собственных дел своих." Поскольку
есть духи, кои изначально следуют по пути абсолютного добра, тогда как другие
- по пути абсолютного зла, то, стало быть, есть промежуточные степени между
двумя этими крайностями? "Да, конечно, и оне
составляют огромное большинство." Духи,
следовавшие по пути зла, смогут ли они достичь той же степени совершенства,
что и другие? "Да, но вечности будут для них
длиннее." Духи,
достигшие высшей степени после того, как прошли через зло, имеют ли они менее
достоинства, чем другие, в глазах Божьих?
"Бог смотрит на заблудших детей Своих тем же оком и любит их всех тем же
сердцем. Они считаются дурными, потому что пали: прежде они были всего лишь
простыми духами." Созданы
ли духи равными друг другу по уму? "Они созданы равными, но не ведающими,
откуда исходят они, потому что нужно, чтобы свобода воли проявлялась сама
собой. Они продвигаются более или менее медленно в уме, как и в
нравственности." Существа,
которых мы называем ангелами, архангелами, серафимами, образуют ли они особую
категорию отличную по природе от всех прочих духов? "Нет, это просто чистые духи, собственно духи: те,
что достигли высшей степени развития и соединяют в себе все
совершенства." Прошли
ли ангелы через все ступени развития? "Они прошли все ступени, но, как мы
уже сказали, одни приняли свою задачу безропотно и пришли быстрее, другие же,
чтобы достичь совершенства, потратили больше времени." Существуют ли демоны в том смысле, какой сейчас придаётся этому слову? "Если бы демоны существовали, то они были бы созданьями Божьими, и разве был бы тогда Бог справедлив и благ, коль создал существа несчастные и навечно ввергнутые во зло? Каково
назначение воплощения духов? "Бог вменяет воплощения для того, чтоб
привести духов к совершенству; для одних это искупление, для других -
поручение. Но чтоб достичь совершенства, они должны претерпеть все
превратности телесного существования: в этом состоит искупление. Воплощение
имеет также и другую цель, и это - непосредственное вовлечение духа во
всеобщее дело созидания; для достижения этой цели он в каждом мире берёт себе
такое тело, такую систему органов, которая бы гармонировала с основной
материей данного мира, дабы выполнять там приказы Божественные. Всё устроено
таким образом, чтобы, содействуя общему делу, он сам продвигался." Но
тогда что пользы духам следовать по пути добра, если это не освобождает их от
тягот телесной жизни? "Польза та, что они приходят к цели
быстрее; а тяготы жизни зачастую суть следствие несовершенства самого духа;
меньше несовершенств - меньше мучений; кто не завистлив, не ревнив, не скуп,
не честолюбив, у того не будет и страданий, порождаемых этими
недостатками" Души
и духи совершенно одно и то же?
"Да, души суть не что иное, как духи. Прежде чем соединиться с телом,
душа является одним из разумных существ, населяющих незримый мир и
облачающихся на время в плотскую оболочку, дабы очиститься и приобрести
знания и опыт." Есть
ли в человеке ещё что-либо, помимо души и тела? "Есть
посредствующая связка, соединяющая душу и тело." Какова
природа этой связки? "Полуматериальная,
т.е. промежуточная между духом и телом. И весьма необходимо, чтобы она была
именно такою, иначе дух и тело не смогли бы сообщаться друг с другом. Посредством
этой самой связки дух воздействует на материю, и обратно." Может
ли тело существовать без души? "Да, и всё же как только тело перестаёт
жить, душа его покидает. До рождения ещё нет окончательного соединения между
душой и телом; но после того, как соединение это произошло, смерть тела рвёт
нити, связывающие его с душой, и душа покидает его. Органическая жизнь может
оживлять тело без души, но душа не может обитать в теле, лишённом
органической жизни." Чем
было бы наше тело, если бы оно не имело души? "Неразумным куском мяса, чем угодно, только не
человеком." Есть
ли доля истины во мнении тех, кто полагает, будто душа внешня
по отношению к телу, будто она окружает его, а не находится внутри? "Душа вовсе
не заперта в теле, словно птица в клетке; она лучится и изливается вовне, как
свет сквозь стеклянный колпак или как звук кругом звукового источника; в этом
смысле можно сказать, что она внешня, но она отнюдь
не становится из-за этого оболочкою тела. У души две оболочки: одна тонкая и
лёгкая, это первая, та, которую ты называешь периспритом;
другая - грубая, матерьяльная и тяжёлая: это тело.
Душа - средоточье всех этих оболочек, словно орех внутри скорлупы; мы уже
говорили это." Помещается
ли душа в каком-то определённом и конкретном месте тела? "Нет, но
предпочтительней она находится в голове у великих мыслителей и всех тех, кто
много думает, и в сердце у тех, кто много чувствует и все действия которых
исполнены человеколюбия. Перевоплощение Какова
цель перевоплощения? "Искупление, постепенное
улучшение человечества; без этого о какой справедливости могла бы итти речь?" Существует
ли предел тому числу жизней, которые дух проводит в теле, или же он
перевоплощается вечно? "В каждой новой своей жизни дух делает
ещё один шаг по пути прогресса; когда он освободился от всех своих нечистот,
у него больше нет нужды в испытаниях телесной жизни." Для
всех ли духов одинаково число воплощений? "Нет, тот, кто продвигается быстрее,
освобождает себя от многих испытаний. Но как бы то ни было, вереница этих
воплощений всегда очень длинна, ибо прогресс почти бесконечен." Кем
становится дух после последнего своего воплощения? Блаженным духом: он есть чистый дух, собственно
дух." Все
ли наши телесные существования проходят на Земле? "Не все; некоторые вы проводите в других мирах. Та
жизнь, что проходит здесь, не бывает ни первой, ни последней, и она наиболее матерьяльна и наименее близка к совершенству." Переходит
ли душа при каждом новом существовании из одного мира в другой, или же она
может провести несколько существований на той же самой планете? "Она может
несколько раз рождаться на той же самой планете, если она недостаточно
продвинута для того, чтоб перейти в мир иерархически более высокий." Стало
быть, мы можем по нескольку раз появляться на Земле? "Вполне." Можем
ли мы вернуться сюда опять, после того как жили в иных мирах? "Разумеется, вы могли уже жить где-либо ещё и теперь
вернуться на Землю." Является
ли это необходимостью - родиться вновь на Земле? "Нет, но если
вы не продвигаетесь, вы можете тогда попасть в какой-нибудь другой мир,
который не стоит большего и даже может оказаться хуже этого." Есть
ли какое-либо преимущество в том, чтобы вновь родиться на Земле? "Никакого
особого преимущества в этом нет, если только возвращение это не имеет целью
какое-то особое задание; тогда есть продвижение, как, впрочем, и в любом ином
месте." Не
было ли более б счастья в том, чтобы оставаться просто духом? "Нет, нет!
это означало бы застой, тогда как есть желание приблизиться к Богу." После
того как духи воплощались в мирах других, могут ли они воплотиться в этом, не
появляясь в нём никогда прежде? "Да, так же как и вы в других. Все миры
сопричастны: то, что не исполняется в одном, исполнится в другом." Значит,
есть такие люди, которые на Земле впервые?
"И таких много, и уровень их различный." Можно
ли по какому-либо признаку определить, что такой-то дух впервые переживает
своё первое появление на Земле? "В этом не было бы никакого толку." Для
того чтоб достичь совершенства и высшего счастья - что является конечной
целью всех людей - должен ли дух пройти чрез всю череду миров, какие только
есть во Вселенной? "Нет, ибо много есть таких миров, которые находятся
на той же ступени развития, и в мирах этих дух не научился бы ничему
новому." Но
как тогда объяснить множественность его существований на одной и той же
планете? "Он каждый раз может
находиться в положениях весьма различных, и это также открывает перед ним
возможности набраться опыта." Могут
ли духи телесно родиться в мире относительно менее развитом, нежели тот, в
котором они жили прежде? "Да, когда
они имеют там своей задачей помочь прогрессу, и тогда они с радостью
принимают тяготы этого существования, потому что те являются для них
средством продвижения." Не
может ли то же самое быть и при искуплении, ведь может же Бог отправить духов
мятежных в миры низшие? "Духи могут остановиться в своём
развитии, но они не идут назад, и наказание для них тогда заключается в том,
что они не продвигаются, а возобновляют дурно употреблённые жизни в той
среде, которая соответствует их природе." Каковы
те, которые должны возобновить то же существование? "Это те, кто
не справились со своим назначением или не выдержали испытаний." Все
ли существа, обитающие в одном мире, достигают одинаковой степени
совершенства? "Нет; это как и на
Земле: среди них есть более или менее продвинувшиеся." Сохраняет
ли дух, переходя из этого мира в другой, тот ум, какой он имел здесь? "Разумеется, ум не утрачивается им, но у него может
не быть тех же средств, чтобы проявить его; это зависит от степени его
превосходства и состояния тела, которое он возьмёт себе." Походят
ли тела существ, живущих в иных мирах, на наши? "Конечно же,
у них есть тела, потому что нужно, чтобы дух был одет материей, иначе он не
сможет воздействовать на материю; но оболочка эта матерьяльна
в большей или меньшей мере согласно степени чистоты, которой достигают духи;
и это то, что составляет различие между мирами, в которых нам предстоит
побывать, ибо много жилищ у Отца нашего и различен уровень их. Только одни
знают об этом и сознают это уже на Земле, тогда как другие ничуть на них не
похожи." Можем
ли мы точно знать, каково физическое и нравственное состояние различных
миров? "Мы, духи, можем ответить вам лишь в согласии
с той ступенью, на которой вы находитесь; иными словами, мы не должны
открывать этих вещей всем, поскольку не все в состоянии их понять и такое бы
знание их смутило, повергло в смятение." Примечание. По мере того, как дух очищается, тело, которое он
приобретает, также приближается к духовной природе. Материя делается менее
плотной, и он уже более не пресмыкается в муках на поверхности почвы, и
физические надобности его менее грубы, живые существа не имеют больше нужды
уничтожать друг друга ради пропитания своего. Дух более свободен, и для
восприятия вещей далёких имеет неведомые нам чувства; глазами тела он видит
то, что мы способны увидеть лишь мыслью. Очищение
духов приводит существ, в которых они воплощены, к моральному совершенству.
Животные страсти ослабевают, и эгоизм уступает место чувству братства. Так, в
мирах, Землю превосходящих, неведомы войны, там нет причин для ненависти и
злобы, раздоров и распрей, поскольку никто не помышляет причинять вред своему
ближнему. Предчувствие будущего, которым они обладают, чувство уверенности,
какое даёт им совесть, не знающая угрызений, - всё это приводит к тому, что
смерть не причиняет им никакого беспокойства; они без страха видят, как она
надвигается, для них она не более чем трансформация, переход. Продолжительность
жизни в разных мирах представляется прямо пропорциональной степени
физического и нравственного превосходства этих миров, и это совершенно
рационально. Чем менее тело матерьяльно, тем менее
подвластно оно причинам, коие его разлагают; чем чище
дух, тем меньше в нём страстей, его подтачивающих. В этом ещё одно из
благодеяний Провидения, желающего таким способом сократить страдания. Переходя
из одного мира в другой, везде ли дух проходит через пору нового детства? "Детство
повсюду необходимый переход, но оно не везде так глупо, как у вас." Имеет
ли дух возможность выбирать, в каком новом мире он будет жить? "Не всегда;
но он всегда может попросить об этом, и может этого добиться, если того
заслуживает; ибо миры доступны духам лишь в согласии со степенью их
собственной развитости." Если
же дух ни о чём не просит, что определяет тогда, в каком мире он будет
воплощён? "Степень его
развитости." Остаётся
ли уровень физического и нравственного состояния живых существ на каждой
планете постоянным? "Нет, миры
также подчинены закону прогресса. Все, будучи в низшем состоянии, начинали с
того же уровня, что и у вас. И Земля также претерпит подобные преобразования,
она станет земным раем, когда люди станут хороши." Примечание. Так расы, населяющие сегодня Землю, однажды исчезнут,
замещённые существами всё более совершенными. Эти грядущие расы придут на
смену расе нынешней, равно как она сменила прочие, ещё более грубые. Есть
ли такие миры, в коих дух, перестав жить в матерьяльном
теле, имел бы оболочкою лишь перисприт? "Да, и оболочка эта становится настолько эфирной,
что для вас это то же самое, как если бы её не было; это и есть состояние
чистых духов." Из
этого, кажется, следует, что нет резкого разграничения между состоянием
последних воплощений и состоянием чистого духа? "Этого разграничения действительно не существует.
Разница, мало-помалу стираясь, делается неощутимой наподобие того, как ночь
постепенно растворяется перед первыми озарениями дня." Субстанция
перисприта, во всех ли мирах она одинакова? "Нет, она может быть эфирна
в большей или меньшей степени. Переходя от одного мира к другому, дух
одевается материей, присущей каждому из них; это так же кратковременно, как
вспышка молнии." Обитают
ли чистые духи в каких-либо мирах или они живут в космическом пространстве,
не будучи привязаны к одному миру более, чем к другому? "Чистые духи
живут в некоторых мирах, но они не так заточены на своих планетах, как люди
на Земле. Они более, чем все иные, могут быть всюду." С
самого ли мига его сотворения дух пользуется полнотою своих способностей? "Нет, ибо у духа, как и у человека, есть также своё
детство. В самом начале существование духов лишь инстинктивно, и они едва
сознают себя и свои поступки; и только мало-помалу в них развивается
разум." Каково
состояние души при первом её воплощении? "Состояние
детства в телесной жизни; её разум едва народился: он примеряется к
жизни." Души
наших дикарей, являются ли оне душами в состоянии
детства? "Относительного детства;
это уже души развитые: у них есть страсти." Страсти,
стало быть, признак развития?
"Развития, да, но не совершенства; оне признак
активности и самосознания; тогда как в душе первобытной разум и жизнь
пребывают в растительном состоянии." Совершенство
поведения не позволит ли человеку прямо с этой жизни перешагнуть все
промежуточные ступени и стать чистым духом? "Нет, ибо то,
что человек считает совершенным, на самом деле далеко от совершенства; есть
качества, кои ему неведомы и понять которые он не может. Он может быть
настолько совершенен, насколько позволяет ему земная природа, но это не есть
абсолютное совершенство. Так, ребёнок, сколь бы одарён он ни был, должен
пройти через юность, чтобы достичь зрелого возраста; так же больной
переживает выздоровление, прежде чем восстановит своё здоровье. И затем, дух
должен расти в знании и нравственности; если он развивался лишь в одном
направлении, то нужно, чтоб он развился и в другом - лишь так он может
достичь вершин иерархии. Но чем более человек продвигается в нынешней своей
жизни, тем менее долгими и мучительными будут для него последующие
испытания." Может
ли человек в этой жизни обеспечить себе последующее существование хотя бы
менее исполненным горечи? "Да, без
сомнения, он может сократить длину и трудности пути. И только пустой,
ветреный человек всегда оказывается в той же самой точке, из которой он
вышел." Может
ли человек в новых своих существованиях спуститься на более низкий уровень,
нежели тот, что был у него ранее?
"По социальному положению - да; но по духовному - нет." Может ли душа благого человека в новом воплощении
одушевить тело злодея? "Нет,
поскольку она не может претерпеть вырождение." А душа порочного человека, может ли она стать душою
человека добра? "Да, если он
раскаялся, и тогда в этом ему награда." Сохраняет ли воплощённый дух какой-либо след восприятий,
которые он получил ранее, и знаний, какими он обладал в предшествующих своих
существованиях? "Ему остаётся некое смутное
воспоминание обо всём этом, дающее ему то, что принято называть врождёнными идеями." Стало быть, теория врождённых идей не химера? "Нет, знания приобретённые в каждом существовании,
не утрачиваются, и, освободившись от материи, дух всё вспоминает. В пору
воплощения он может на время их частично забыть, но смутное ощущение их, ему
остающееся, помогает его продвижению; без этого каждый раз приходилось бы
начинать всё сначала. В каждом новом своём воплощении дух берёт отправную
точку в том отрезке собственного пути, на котором он остановился в предыдущем
существовании." Таким образом, между двумя соседними существованиями
должна быть сильная взаимосвязь? "Не
всегда настолько сильная, как ты бы мог подумать, ибо положения зачастую
весьма различны, и в промежутке между воплощениями дух также мог
прогрессировать." Каково происхождение незаурядных способностей у тех, кто
без предварительного обучения обладают как бы наитием некоторых знаний,
таких, как языки, счёт и т.п.? "Воспоминания о прошлом; предшествующий
прогресс души, но коего она сама не сознаёт. Откуда бы ты хотел, чтоб они
приходили? Тело меняется, но дух остаётся тот же, хотя и меняет своё
одеянье." Выход из тела Чем
становится душа в мгновенье смерти? "Она вновь становится духом, т.е. она
возвращается в мир духов, коий ненадолго
покинула." После
смерти сохраняет ли душа свою индивидуальность? "Да, она
никогда не теряет её. Чем бы стала она, если б её потеряла?" Каким
же образом душа устанавливает свою индивидуальность, раз более не имеет матерьяльного тела? "У неё есть ещё свойственный лишь ей
флюид, который она берёт в атмосфере своей планеты и который являет собой
наружность последнего её воплощения: это её перисприт."
Душа
ничего не уносит с собой отсюда? "Ничего, кроме воспоминаний и желания итти в мир лучший. Эти воспоминанья полны сладости или
горечи в зависимости от применения, которое она дала своей жизни. Чем чище
она, тем более понимает пустячность всего оставляемого ею на земле." Что
думать о том мнении, будто после смерти душа возвращается во вселенское
целое? "Но разве сомножество духов не составляет некоего целого? Не целый
ли это мир? Когда ты находишься в каком-то собрании, то ты - составная часть
этого собрания, и всё же у тебя всегда есть своя индивидуальность." Какое
мы можем иметь доказательство индивидуальности души после смерти? "Разве не имеете вы этого доказательства в
получаемых вами сообщениях? Если вы не слепы, то увидите; и если не глухи, то
услышите, ибо весьма часто некий голос вещает вам, открывая пред вами бытие
иного существа, вне вас находящегося." Примечание. Те, кто думают, будто при смерти душа возвращается во
вселенское целое, заблуждаются, если под этим они разумеют, что душа, подобно
капле воды, попавшей в океан, теряет там свою индивидуальность; и они правы,
если под "вселенским целым" понимают сомножество
существ бестелесных, сомножество, коего каждая
душа, или дух, является отдельным членом. Если бы души смешивались в
общей массе, то оне обладали бы лишь качествами
целого, и ничто бы их не отличало одну от другой; у них не было бы ни
разумности, ни собственных качеств; тогда как на самом деле, во всех
сообщениях, оне обнаруживают сознание своего
"я" и свою собственную волю; бесконечное разнообразье, которое оне во всех отношениях представляют, есть следствие
индивидуальностей их. Если б после смерти было лишь то, что называют
"великим Целым", поглощающим все индивидуальности, то это Целое
было бы однородным, и тогда все сообщения, получаемые из мира незримого, были
бы тождественны. Но мы встречаем там существ благих и дурных, учёных и
невежественных, счастливых и несчастных; существ, наделённых всеми
характерами: весёлыми и грустными, поверхностными и глубокими; очевидно,
стало быть, что эти существа различны. Индивидуализация становится ещё более
очевидной, когда эти существа удостоверяют свою личность посредством
неопровержимых признаков, интимных подробностей, касающихся их земной жизни и
коие можно проверить; индивидуальность может быть
подвергнута сомнению также тогда, когда существа эти очно
являются нам. Индивидуальность души была преподана нам религиями теоретически
как предмет веры; Спиритизм же делает её явной и, некоторым образом, матерьяльной. В
каком смысле должно понимать жизнь вечную? "Вечна жизнь духа; жизнь
тела переходна и мимолётна. Когда тело умирает,
душа возвращается в жизнь вечную." Не
было ль более точным назвать "жизнью вечной" жизнь чистых духов,
тех, кто достиг такой степени совершенства, что более не имеет нужды
переносить испытания? "Это скорее вечное блаженство; но в
конце концов сие лишь вопрос слов; называйте вещи как вам угодно, лишь бы вы
сами понимали друг друга." Отделение
души от тела, мучительно ли оно? "Нет, зачастую при жизни тело страдает
более, нежели в миг смерти: душа здесь ни при чём." Как
осуществляется отделение души от тела? "Как
только нити, привязывавшие её, обрываются, она освобождается." Отделение,
производится ли оно мгновенно и резким переходом? Есть ли какая
разделительная черта, чётко проведённая между жизнью и смертью? "Нет, душа
высвобождается постепенно, а не вылетает, как пленная птица, внезапно
выпущенная на волю. Оба этих состоянья соприкасаются и смешиваются; таким
образом дух мало-помалу освобождается от своих пут; они развязываются, но не
разрываются." При
жизни дух связывается с телом посредством своей полуматерьяльной
оболочки, или перисприта; смерть есть разрушение
одного только тела, но не этой второй оболочки, отделяющейся от тела, когда в
нём прекращается органическая жизнь. Наблюдения доказывают, что в минуту
смерти отделение перисприта не бывает сразу полным;
оно осуществляется лишь постепенно и с медленностью, весьма различной у
разных лиц; у одних оно достаточно быстро, и можно сказать, что мгновенье
смерти есть также и миг освобождения, умещающийся в несколько часов; у других
же, в особенности тех, чья жизнь была целиком матерьяльна
и чувственна, высвобождение замедлено куда более и длится иногда дни, недели
и даже месяцы, что, однако, не означает в теле ни малейшей жизненности, ни
возможности возвращения к жизни, а есть простое сродство тела и духа,
сродство, всегда находящееся в зависимости от того, насколько при жизни дух
отдавал преобладанья материи. И действительно, вполне рационально помыслить,
что чем более дух отождествился с материей, тем труднее ему с ней расстаться;
в то время как деятельность умственная и нравственная, возвышенный строй
мыслей кладут начало высвобождению даже при жизни тела; и когда приходит
смерть, то освобождение происходит почти мгновенно. К таким же итогам
приводят и наблюдения над умирающими. Эти же наблюдения показывают ещё, что
сродство, сохраняющееся у некоторых индивидов между душой и телом, порою
очень мучительно, ибо дух может ощущать весь ужас разложения. Случай этот
исключительный, он свойствен лишь некоторым образам жизни и некоторым родам
смерти; то же самое наблюдается у некоторых самоубийц. Какое
чувство испытывает душа в тот миг, когда она узнаёт себя в мире духов? "Всяко
бывает; если ты творил зло по желанию творить его, то в первую минуту ты
ощутишь, как тебе стыдно за то, что ты делал это. Для того же, кто был
справедлив, всё будет совсем по-другому: его душа словно облегчится от
огромной тяжести, ибо ей нечего опасаться чьего-либо пристального
взгляда." Сразу
ли дух встречает тех, кого он знал на земле и которые умерли до него? "Да, по
привязанности, которую он питал к ним и какую они имели к нему; часто они приходят
встретить его при возвращении его в мир духов, и они помогают ему
высвободиться из лохмотьев материи; здесь оказываются также и многие из тех,
кого он потерял из виду на время своего пребывания на земле; он видит тех,
что свободны; тех же, что воплощены, он отправится навестить." Душа,
оставляя тело, сразу ли она сознаёт самоё себя? "Сразу
сознаёт себя - так сказать нельзя; некоторое время она пребывает в полнейшем
смятении." Все
ли духи в одинаковой степени и одинаковое время испытывают это, следующее за
отделением души от тела, смятение? "Нет, это зависит от их развитости.
Тот, кто уже очистился, узнаёт себя почти сразу же, потому что он
высвободился из материи ещё при жизни в теле, тогда как человек плотский,
тот, чьё сознание нечисто, значительно дольше сохраняет впечатления этой
материи." Оказывает
ли знание Спиритизма какое-либо влияние на большую или меньшую
продолжительность смятения? "Даже очень большое влияние, поскольку
дух заранее понимал своё будущее положение; но наибольшее влияние всё же
имеет то, что он творит добро и что совесть его чиста." Воплощение в новое тело Знают
ли духи время своего перевоплощения? "Они знают то, что должны вновь
обзавестись телом, как вы знаете, что однажды должны умереть, хотя вам и не
известно, когда именно это произойдёт." Стало быть, перевоплощение является необходимостью
духовной жизни, как смерть есть необходимость жизни телесной? "Совершенно верно, так оно и есть." Может ли дух приблизить или отодвинуть миг своего
воплощения? "Он может приблизить
его, если устремляет к нему свои желания; он может также отдалить его, если
отступает перед испытанием. Если бы некий дух чувствовал себя вполне счастливым в
этом среднем состоянии среди скитающихся духов и не помышлял бы о том, чтобы
подняться выше, то мог бы он до бесконечности пребывать в этом положении? "До бесконечности, нет; продвижение есть
потребность, коию дух рано или поздно ощущает;
подняться должны все: это их судьба, их предназначение." Заранее ли предопределено соединение души с тем или иным
телом или же выбор этот делается в самое последнее мгновенье? "Дух всегда
назначается заранее. Избирая себе испытание, коему он хотел бы подвергнуться,
дух испрашивает разрешения на воплощение. Выбирает ли дух тело, в которое он должен войти, или
только род жизни, каковой должен служить ему испытанием? "Он может выбирать и тело, ибо несовершенства этого
тела суть для него испытания, помогающие его продвижению, если он одолевает
встречающиеся ему в нём препятствия. Но всё-таки выбор не всегда зависит от
него; и он тогда может только просить." Если бы случилось, что несколько духов изъявили желание
воплотиться в одном и том же теле, как бы разрешилась такая трудность? "Многие могут
попросить этого воплощения; в таких случаях сам Бог решает, кто из них более
способен исполнить миссию, к каковой предназначен данный ребёнок." Миг воплощения, сопровождается ли он смятением, похожим
на то, которое имело место при выходе из тела? "Гораздо большим
смятением, и более долгим. При смерти дух освобождается от рабства; при
рождении он возвращается в него." В миг воплощения духа сопровождают ли его друзья-духи,
присутствующие при его уходе из мира духовного, как они приходят встретить
его, когда он туда возвращается? "Это зависит от того, на какой планете
этот дух живёт. Если он с тех планет, где царит любовь, то духи, любящие его,
сопровождают его до последнего мгновения, ободряют его и зачастую даже
следуют за ним по жизни." Духи-друзья, следующие за нами по жизни, не те ли это,
кого мы порой видим во сне, кто выказывают нам свою любовь и являются нам в
лицах, черты которых нам не знакомы? "Очень часто это они и есть; они
приходят вас навестить, как вы навещаете заключённого в тюрьме." В какой миг душа соединяется с телом? "Соединение
начинается при зачатии, но оно полно лишь в момент рождения. Знает ли дух заранее, что тело, которое он выбрал, не
имеет шансов на жизнь? "Иногда он
это знает, но если он выбирает его по этой причине, то это значит лишь, что
он избегает испытания." Может ли Дух сожалеть о выбранном им воплощении? "Возможно он
бы сожалел о сделанном им выборе; но он ведь не знает, что это он сам избрал
себе такую жизнь. Дух, будучи раз воплощён, не может сожалеть о выборе,
который он теперь не сознаёт как сделанный им." Есть ли у духов страсти, не свойственные людям? "Нет,
иначе бы они сообщили их и вам." Дух, соединяясь с телом, отождествляет ли он себя с
материей? "Материя лишь оболочка духа, как одежда
- оболочка тела. Дух, соединяясь с телом, сохраняет свойства своей духовной
природы." Подчинено ли свободное пользование способностями души
развитию органов? "Органы суть
орудия проявления способностей души; это проявление находится в прямой зависимости
от развитости и степени совершенства этих самых органов, подобно тому как
качество работы зависит от качества инструментов, которыми её
выполняют." Можно ли из этой теории влияния органов вывести связь
между развитостью мозговых органов и развитостью нравственных и
интеллектуальных качеств? "Не путайте причину со следствием. Дух
всегда имеет способности, коие ему присущи; главное
- это то, что не органы дают способности, но способности побуждают развитие
органов." Вмешательство духов в нашу жизнь. Видят ли духи всё, что мы делаем? "Они могут
видеть это, поскольку вы постоянно окружены ими; но всё же каждый видит лишь
то, на что он обращает внимание; ибо что до тех вещей, которые ему
безразличны, то он о них не заботится." Могут ли духи знать наши самые заветные мысли? "Нередко они
знают и то, что вам бы хотелось скрыть от самих себя; ни поступки, ни мысли
не могут быть от них сокрыты." Получается, что невозможно что-то скрыть от человека
после того, как он умер? "Именно так,
и когда вы полагаете, что надёжно укрыты от посторонних глаз, то в эту-то
самую минуту вы довольно часто оказываетесь в окружении толпы духов, которые
на вас смотрят." Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?
"Всякое бывает. Озорным духам весело,
когда они устраивают вам мелкие проделки, в особенности, если вы теряете
из-за этого терпение. Духи же серьёзные жалеют вас в ваших невзгодах и
стараются помочь вам." Влияют ли духи на наши мысли и действия? "В этом
отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо часто именно они
направляют вас." Наши мысли, оне свойственны нам
или нам внушены? "Ваша душа есть дух, который мыслит;
вам известно, что по одному и тому же предмету вам приходит в голову
несколько мыслей, зачастую друг другу противоречащих; так вот! среди них
всегда есть те, что идут от вас, и те, что приходят от нас. Как отличать мысли, присущие нам, от тех, что нам
внушены? "Когда мысль вам внушается, то вам как
бы говорит некий голос. Собственные мысли - это, как правило, мысли первого
побуждения. Впрочем, для вас это и неважно, и зачастую вам полезно и не знать
этого вовсе. Как различить, идёт ли внушаемая мысль от хорошего или
плохого духа? "Рассмотрите её
повнимательнее; советы хороших духов всегда благи и ведут к благу; различать
же вам." С какой целью несовершенные духи толкают нас на зло? "Чтобы вы
страдали так же, как они." Каков характер страданий, которые они хотят причинить? "Это страдания, которые связаны с тем, чтобы
принадлежать к низшему роду существ и быть далеко от Бога." Можно ли освободиться от влияния духов, подстрекающих ко
злу? "Да, ибо они привязываются лишь к тем,
кто вызывает их своими желаниями или привлекает их своими мыслями." Каким образом можно нейтрализовать влияние злых духов? "Творя добро
и во всём полагаясь на Бога, вы отвергнете всякое влияние низших духов и
разрушите власть, которую они желали бы иметь над вами. Воздержитесь от того,
чтобы слушать внушения и советы духов, вызывающих в вас дурные мысли, сеющих
меж вами раздор и возбуждающих в вас скверные страсти. Особенно же
остерегайтесь тех, что раздувают вашу гордыню, ибо они берутся за вас с
вашего самого уязвимого места. Питают ли духи особое расположение к определённым людям? "Благие духи симпатизируют людям добра или тем, кто
способен к совершенствованию; низшие духи симпатизируют людям порочным или
тем, кто может ими стать; отсюда и их привязанность как следствие сходства
ощущений." Симпатия духов к некоторым людям, основана ли она на
исключительно нравственном чувстве?
"Истинная симпатия, привязанность, любовь не содержат в себе ничего
плотского; но когда какой-либо дух оказывается привязан к какому-то человеку,
то это не всегда основано на симпатии, сюда может примешиваться и
воспоминание о человеческих страстях." Наши родные и друзья, перешедшие в иную жизнь, питают ли
они к нам большую симпатию, чем духи для нас посторонние? "Несомненно, и часто они вас охраняют как духи, по
мере своих сил." Чувствительны ли они к привязанности, которую мы к ним
питаем? "Очень чувствительны, но
они забывают тех, кто их забыл." Что следует разуметь под "ангелом-хранителем"? "Дух-защитник высокого ранга." В чём назначение духа-защитника? "В том же, в чём и назначение отца по отношению к
своим детям: вести подопечного своего путём добра, помогать ему советами,
утешать его в печалях, поддерживать мужество его в жизненных
испытаниях." Дух-защитник, привязан ли он к человеку от самого его
рождения? "От рождения до смерти, и
часто он следует за ним и после смерти в жизни духовной, и даже в последующих
его воплощениях, ибо воплощения эти суть не более как весьма краткие
мгновения по отношению к собственно жизни духа." Становится ли дух хранителем-защитником, потому что
таково было его собственное желание, или же это просто его обязанность? "Дух обязан бдеть над вами, потому что он взял на
себя эту задачу, но у него есть выбор, и он берёт под свою защиту тех, кто
ему симпатичен." Бывает ли так, что дух-хранитель отказывается от своего
подопечного, если тот упорно отвергает все его советы? "Он отдаляется от него, когда видит, что советы его
бесполезны, а в подопечном более сильно желание поддаться влиянию низших
духов; но он никогда полностью не покидает его и всегда даёт себя услышать;
именно человек тогда закрывает свой духовный слух. Но дух-хранитель
возвращается всякий раз, как его позовут. Наступает ли однажды такой миг, когда дух больше уже не
имеет нужды в ангеле-хранителе?
"Да, это происходит тогда, когда он достиг такого уровня развития, что в
состоянии сам вести себя, подобно тому как наступает миг, когда школьник
более не имеет нужды в учителе; но этого не бывает у вас на Земле." Почему действие духов на наше существование более ощутимым образом? "Если бы вы рассчитывали на их поддержку, вы бы не
действовали сами и дух ваш не развивался бы. Можем ли мы узнать имя нашего ангела-хранителя? "Как хотите вы знать имена, каковые для вас не
существуют? Или вы полагаете, что среди духов есть лишь те, с кем вы
знакомы?" Как же тогда вызвать его, если не знаешь, как его
звать? "Дайте ему то
имя, которое вам нравится, имя Высшего Духа, к которому вы питаете симпатию
или которого почитаете; ваш дух-хранитель придёт на этот зов; ибо все духи
добра суть братья и помогают друг другу." Духи-заступники, называющиеся именами известными, всегда
ли они действительно те, чьи имена носят?
"Нет, но они носят имена духов, которые им симпатичны и по приказу
которых они часто и приходят. Вам нужны имена; вот они и берут себе такое
имя, какое внушает вам доверие. Когда мы будем в духовной жизни, то узнаем ли мы там своего
духа-покровителя? "Да, ибо зачастую вы знали его и прежде, до своего
воплощения." Скопления людей, такие, как общества, города, нации,
имеют ли они своих особых духов-хранителей? "Да, ибо эти собрания суть коллективные индивидуальности, идущие
к общей цели и нуждающиеся в высшем руководстве." Духи-водители масс, более ли они высокой природы, нежели
духи, опекающие отдельных людей?
"Всё относительно степени развитости как масс, так и этих отдельных
людей." Оказывают ли духи какое-либо влияние на события жизни? "Конечно, ведь они же подают тебе советы." Оказывают ли они влияние это как-нибудь ещё, помимо
мыслей, коие они внушают, т.е. обладают ли они
непосредственным, прямым влиянием на совершающиеся события? "Да, но они никогда не действуют за пределами
законов природы." Злонамеренный человек бросает в кого-либо какой-то
предмет, который лишь слегка задевает его, но не поражает. Может ли это
произойти от того, что некий благожелательный дух отклонил этот предмет в
сторону? - "Если человек не
должен быть поражён, то благожелательный дух внушит ему мысль отойти в
сторону или же он сможет так повлиять на зрение его недруга, что тот
прицелится плохо; ибо предмет, будучи брошен, летит по той траектории,
которой он должен пролететь." Занятия и назначения у духов Есть ли у духов какие-то дела помимо личного
самоусовершенствования? "Они содействуют поддержанию гармонии
Вселенной, исполняя волю Бога, помощниками Коего являются. Духовная жизнь -
занятие постоянное, не имеющее в себе ничего мучительного, как то происходит
у вас, на земле, так как у духов нет физической усталости, ни забот,
связанных с физическими потребностями." Низшие и несовершенные духи, выполняют ли и они некоторую
полезную задачу во Вселенной? "У всех есть свои обязанности. Разве самый последний
каменщик не участвует в строительстве здания вместе с архитектором?" Каждый ли из духов обладает своими особыми свойствами? "Все мы
должны пожить всюду и приобрести знание обо всех вещах, попеременно бывая во
всех частях Вселенной." Функции, которые выполняют духи в общем порядке вещей,
постоянны ли оне для каждого или же принадлежат к
исключительным правам и обязанностям определённых классов? "Все должны пройти через различные ступени иерархии,
для того чтобы усовершенствоваться. Бог в справедливости Своей не мог дать
одним знание без труда, тогда как другим оно достаётся в величайшем
напряжении." Чем занимаются духи высокого ранга? "Получать приказы непосредственно от Бога,
распространять их по всей Вселенной и следить за их исполнением." Духи непрестанно заняты чем-то? "Да, непрестанно, если учитывать то, что мысль их
всегда в действии, ибо они живут мыслью. Но не следует уподоблять занятия
духов занятиям людей; сама деятельность эта есть для них радость и
наслаждение в сознании того, что они приносят пользу." Всегда ли духи проникают в замыслы, порученные их
исполнению? "Нет; есть среди них такие, которые
являются слепыми орудиями, но другие знают очень хорошо, ради какой цели они
действуют." Только высокие духи исполняют миссии? "Важность
миссии находится в прямой связи со способностями и возвышением духа.
Посыльный, доставляющий депешу, также исполняет некую миссию, но это не та
миссия, которая выпала на долю генералу." Миссия духу назначается, или же он выбирает её по своему
желанию? "Он просит о ней и счастлив, когда её
получает." В чём заключается миссия воплощённых духов? "Просвещать
людей; помогать их продвижению; улучшать их учреждения средствами прямыми и матерьяльными; но миссии суть более или менее общи и важны;
тот, кто обрабатывает землю, также исполняет определённую миссию, как и тот,
кто правит, или тот, кто учит. Всё взаимосвязано в природе; в то самое время,
как дух очищается через воплощение, он содействует в этой форме исполнению
видов Провидения. У каждого здесь своё назначение, потому что каждый может
быть для чего-либо полезен." Люди, имеющие важную миссию, были ли они к ней
предназначены до своего рождения, и знают ли они об этом? "Иногда, да;
но чаще всего это им неизвестно. Приходя на Землю, они имеют цель весьма
смутную; их миссия вырисовывается после их рождения и смотря по
обстоятельствам. Бог подводит их к пути, на котором они должны исполнить Его
замыслы." Может ли дух не исполнить назначения по собственной вине?
"Да, если это не Высший Дух." Действие духов на природные явления. Великие явления природы, какими являются, например,
волнения стихий, вызваны ли они случайными причинами или же у них у всех есть
цель, определённая Провидением? "У
всего сущего есть своя причина, благодаря которой оно и есть, и ничего не
происходит без соизволения Божьего." Мифология древних целиком основана на спиритических идеях
с той лишь разницей, что они рассматривали духов как богов; и они
представляют нам этих богов, или духов, наделёнными особыми правами и
обязанностями; так, одни заведовали ветрами, другие - молнией, третьи
покровительствовали земледелию и т.д.; лишена ли такая вера основания? "Она
настолько не лишена основания, что даже ещё не охватывает всей истины
целиком." По этой же причине могут быть и духи, обитающие внутри
Земли и направляющие геологические процессы?
"Эти духи не живут буквально
в подземелье, но они направляют и руководят, в согласии со своими
обязанностями, теми вещами и процессами, кои находятся в их ведении. Однажды
у вас будет объяснение этих явлений, и тогда вы сможете лучше понять
их." Духи, направляющие явления природы, составляют ли они
особую категорию в духовном мире? "Это
духи, которые будут или уже были воплощены." Принадлежат ли эти духи к высшим или же к низшим рангам
духовной иерархии? "Это
определяется тем, насколько роль их матерьяльна или
разумна; одни приказывают, другие исполняют; те, кто производят матерьяльные явления, принадлежат всегда к низшему
рангу." В производстве некоторых явлений, бурь например, участвует
ли какой-то один дух или же они соединяются всей массой? "Неисчислимыми массами." Духи, оказывающие влияние на природные явления, действуют
ли они со знанием дела по собственной воле или в силу какого-то
инстинктивного и бездумного побуждения?
"Одни - да, другие - нет. Возьму такое сравнение: представь себе мириады
животных, что строят в море острова и архипелаги; думаешь ли ты, будто за
всем этим не стоит цель, намеченная Проведением, и что это преобразование
поверхности земного шара не является необходимым для всеобщей гармонии? Между
тем, вещи эти совершаются животными, которые стоят на самой низшей ступени
развития и заботятся лишь о собственных нуждах, не имея ни малейшего понятия
о том, что они суть орудия Божьи." Что думать о вере в силу сглаза, которою якобы обладают
некоторые? "У некоторых людей очень
велика магнетическая сила, которой, однако, они могут давать весьма дурное
применение, если их собственный дух дурён, и в этом случае они могут быть пособляемы иными злыми духами; но не верьте в некую
мнимую "магическую" силу, каковая существует лишь в воображении
суеверных людей, знать не знающих о подлинных законах природы. Факты же,
приводимые в этой связи, суть факты естественные, но которые наблюдались
плохо и ещё хуже были поняты." Какой смысл следует вкладывать в понятие
"колдун"? "Те, кого вы
называете "колдунами", суть люди, если они исполнены доброй воли,
одарённые определёнными способностями, каковы, например, магнетическая сила
или второе зрение; и тогда, поскольку они делают вещи, которых вы не
понимаете, вы верите, будто они одарены сверхъестественной силой. Разве ваши
учёные зачастую не выглядели колдунами в глазах невежд?" Действительно ли некоторые люди обладают даром целить
простым прикосновением? "Магнетическая сила может простираться и на это,
когда её поддерживают чистота чувств и горячее желание творить добро, ибо
тогда благие духи приходят к вам на помощь." Физика духовного мира Всемирный
ток есть ли истечение Божества? "Нет." Есть
ли это творение Божества? "Всё
сотворено, кроме самого Бога." Всемирный
ток есть ли в то же время всемирный элемент? "Да, это элементарное начало всего." Имеет
ли он какое-нибудь отношение к электрическому току, действия которого нам
известны? "Это его элемент." В
каком состоянии всемирный ток представляется нам в самом простом виде?
"Чтобы найти его в самом простом виде, нужно возвыситься до
чистых духов. В вашем мире он всегда бывает более или менее изменён для
образования плотной материи, которая окружает вас. Впрочем, вы можете
сказать, что состояние, в котором он более всего приближается к своему
простому виду, есть ток, который вы называете животно-магнетическим
током." Так
как этот ток составляет перисприт, то он, повидимому, находится в нём в состоянии некоторого рода
сгущения, которое приближает его в известной степени к так называемой нами
материи? "В известной степени, как вы говорите,
потому что перисприт не имеет всех свойств
всемирного тока. Он бывает более или менее плотен; смотря по планете." Каким
образом дух может произвести движение твёрдого тела?
"Он соединяет часть всемирного тока с током, выделяемым медиумом,
способным для этого действия." Когда
духи подымают стол, то не употребляют ли они для этого свои члены,
сделавшиеся более твёрдыми? -
"Этот вопрос не приведёт вас к тому, чего вы желаете. Когда стол
двигается под вашими руками, то вызванный дух почерпает часть всемирного тока
и оживляет этот стол искусственной жизнью. Тогда дух заставляет стол,
приготовленный таким образом, двигаться под влиянием его собственного тока,
отделяющегося по его воле. Когда предмет, который он хочет привести в
движение, слишком тяжёл для него, то он призывает к себе на помощь других
духов, которые находятся при одинаковых с ним условиях. По причине своей
эфирной природы дух, собственно говоря, не может действовать на грубую
материю без посредника, т.е. без связи, соединяющей его с материей. Эта связь
даёт ключ ко всем матерьяльным явлениям Спиритизма. Мы
понимаем, что Высшие Духи не занимаются вещами, которые недостойны их. Но мы
спрашиваем, могут ли они, как совершенно освободившиеся от влияния материи,
делать это, если бы пожелали? "Они имеют нравственную силу, как
другие имеют силу физическую. Когда им встречается надобность в физической
силе, они призывают для этого тех, которые её имеют. Не сказано ли вам, что
они употребляют низших духов, как вы употребляете носильщиков?" Сказано
было, что плотность перисприта, если можно так
выразиться, изменяется сообразно с состоянием миров; кажется также, что она в
одном и том же мире изменяется сообразно с состоянием каждого существа. У
духов, более усовершенствованных нравственно, перисприт
менее плотен и приближается к перисприту духов
возвышенных. У низших же духов, напротив, он ближе к материи, и потому-то
духи низшего разряда так долго сохраняют иллюзии земной жизни. Они думают и
действуют, как бы пользуясь ещё жизнью. Они чувствуют те же желания и имеют,
можно сказать, почти ту же чувственность. Эта грубость перисприта
даёт им более сродства с материей и делает низших духов более способными к
проявлениям физическим. Точно так человек образованный, привыкший к
умственным занятиям, имеет нежную организацию и не может поднимать тяжести,
подобно носильщику. Материя у него некоторым образом менее груба, органы нежнее,
он имеет меньше нервного тока. Так как перисприт
для духа есть то же, что тело для человека, и так как плотность его
пропорциональна низкому состоянию духа, то он заменяет у него силу мускулов,
т.е. даёт ему больше возможности действовать на токи, необходимые для
проявлений, чем духам, природа которых более эфирна.
Если Высший Дух хочет произвести матерьяльное
явление, то он поступает в этом случае подобно людям со слабой организацией:
он заставляет действовать духов, способных к этому. Если
мы хорошо поняли, то жизненное начало заключается во всемирном токе. Дух
черпает из этого тока полуматерьяльную оболочку,
которая составляет его перисприт, и посредством
этого тока он действует на неподвижную материю. Так ли это? - "Да, т.е. он оживляет материю некоторого рода
искусственною жизнью. Материя оживляется жизнью животною. Стол, который
двигается под вашей рукою, живёт как животное. Он повинуется сам собою
существу разумному. Дух не толкает его, как человек поступает с тяжестью,
чтобы заставить её двинуться. Когда стол поднимается, то дух не поднимает его
руками, а оживлённый стол повинуется существу разумному." Какую
роль играет медиум в этом явлении? "Я сказал,
что собственный ток медиума соединяется со всемирным током, собранным духом.
Необходимо соединение этих двух токов, т.е. оживотворённого тока со всемирным
током, чтобы дать жизнь столу. Но заметьте хорошенько, что эта жизнь
кратковременная. Она потухает или прекращается вместе с действием и часто
даже прежде окончания действия, тотчас после того, как количество тока
окажется недостаточным, чтобы его оживлять." Может
ли дух действовать без участия медиума?
"Он может действовать без ведома медиума, т.е. многие люди служат духам
помощниками для известных явлений, сами не подозревая этого. Дух черпает в
них, как в источнике, оживотворённый ток, в котором нуждается. Таким образом,
содействие медиума в том смысле, как вы понимаете, не всегда нужно, что
бывает в особенности при явлениях самопроизвольных." Что
составляет преобладающую причину в этих явлениях - дух или ток? "Дух есть причина, а ток - орудие. И то, и другое
необходимо." Какую
роль играет воля медиума в этом случае?
"Он призывает духов и помогает им направлять токи." Действие
воли всегда ли бывает необходимо? "Оно увеличивает силу, но не всегда
бывает необходимо, потому что движение может совершаться без воли медиума, и
даже против неё, и это служит доказательством, что причина движения
независима от медиума. Прикосновение рук не всегда бывает необходимо для того,
чтобы привести предмет в движение. Оно чаще бывает нужно для того только,
чтобы дать первый толчок, но как скоро предмет оживлён уже, он может
повиноваться воле без матерьяльного прикосновения.
Это зависит или от силы медиума, или от натуры духов. Даже первое
прикосновение не есть условие необходимое. Доказательством этому могут
служить самопроизвольные движения и перемещения предметов, о которых никто и
не думает. Почему
не все могут производить одинаковые явления, и почему не все медиумы имеют
одинаковую силу? "Это
зависит от организации и от большей или меньшей лёгкости, с какою токи могут
соединяться. Кроме того, дух медиума может более или менее симпатизировать
посторонним духам, которые находят в медиуме необходимую силу токов. Эта сила
бывает различна, так же как и у магнетизёров. В этом отношении есть особы
совершенно неспособные. У других соединение совершается не иначе как с
помощью усилий воли. У некоторых, наконец, это делается так естественно, так
легко, что оне даже и не подозревают того, что
служат орудиями без ведома своего, как мы уже сказали." (См. ниже главу
о самопроизвольных явлениях). Явления видимые. Могут
ли духи делаться видимыми?
"Да, в особенности во время сна. Впрочем, некоторые особы видят их и
наяву, но это реже." Всем
ли духам дана возможность являться нам видимыми? "Все могут, но не всегда имеют на
это позволение и желание." Что
препятствует возможности видеть духов всегда и всем? Не было ли бы это верным
средством уничтожить все сомнения самых упорных скептиков? "Так
как человек бывает постоянно окружён духами, то беспрестанный вид их смущал
бы его, стеснял бы его в действиях и во многих случаях отнял бы у него волю,
тогда как, воображая, что он один, он действует свободнее. Видеть постоянно
перед собой духов было бы таким же неудобством, как видеть окружающий вас
воздух или мириады микроскопических бактерий, которые находятся вокруг нас и
над нами. Из этого мы должны заключить, что всё, что делает Бог, хорошо и что
Он лучше знает, что полезно для вас. В
мирах более совершенных, чем наш, чаще ли наблюдаются явления духов? "Чем
больше человек приближается к духовной натуре, тем легче он входит в сношения
с духами. Только грубость вашей оболочки затрудняет и делает редкою
возможность видеть существ эфирных." Основательно
ли пугаться появления духов? "Кто
рассуждает, тот должен понять, что дух, какой бы он ни был, менее опасен, чем
живой человек. Впрочем, духи находятся везде, и нет надобности их видеть,
чтобы знать, что они могут находиться подле вас." Тот,
кому дух является, может ли завести с ним разговор? "Конечно, и даже нужно сделать
это. В таком случае надо спросить его, кто он, чего желает и что нужно
сделать, чтобы быть ему полезным. Если дух несчастен и страдает, то
выраженное ему участие облегчит его; если же это добрый дух, то он может
прийти с намерением дать добрые советы." Каким
образом в этом случае дух может отвечать?
"Иногда он отвечает словами, как бы отвечал живой человек, а чаще всего
через передачу мыслей." Духи,
являющиеся с крыльями, действительно ли имеют их или эти крылья символический
знак?
"У духов нет крыльев. Они не имеют в них надобности, потому что
как духи они могут переноситься, куда пожелают. Они являются смотря по тому,
какое впечатление хотят произвести: одни в обыкновенном костюме, другие в
широкой одежде, желая этим обозначить категорию духов, которую они
представляют." Особы,
которых видят во сне, всегда ли бывают те, которых имеют вид? "Почти всегда те самые, к которым дух ваш
направляется или которые сами являются к вам." Почему
некоторые видения чаще являются во время болезненного состояния? "Они
также являются и во время здравого состояния; но во время болезни матерьяльные узы ослабевают. Слабость тела даёт больше
свободы духу, который легче входит в сношения с другими духами." Каким
образом дух может сделаться видимым? "Принцип тот же самый, как и во всех
других явлениях. Он зависит от свойств перисприта,
который может подвергаться различным изменениям по воле духа." Дух,
как таковой, может ли сделаться видимым или же он не может явиться зримо
иначе как с помощью перисприта? "В вашем матерьяльном
состоянии духи могут являться вам не иначе как с помощью своей полуматерьяльной оболочки. Это орудие их действия на ваши
чувства. В этой оболочке они являются иногда в образе человека или в другом
каком-либо виде, во сне или наяву, при свете точно так же, как и в
темноте." Все
ли способны видеть духов?
"Во сне да, но не наяву. Во сне душа видит непосредственно. Во время же
бодрствования она всегда находится более или менее под влиянием органов, и
потому условия не совсем одинаковы." Может
ли эта способность развиваться через упражнения? "Может, как и все другие способности.
На это одна из тех способностей, относительно которых лучше выжидать
естественного развития, чем стараться возбуждать её, потому что в противном
случае можно слишком сильно раздражить воображение. Способность же постоянно
видеть духов есть исключение и несвойственна человеку в нормальных
условиях." Могут
ли духи являться не в образе человека, а в другом каком-либо виде? "Человеческая форма - это форма нормальная, и дух
может разнообразить её наружность или вид, но всегда сохраняет тип
человеческий." Мог ли бы он сделать вещество, способное излечить
болезнь, и были ли подобные случаи?
"Да, очень часто." В таком случае, он мог бы сделать питательное вещество.
Положим, что он сделал плод или кушанье. Можно ли было бы его съесть и
утолить голод? "Да, да. Но не ищите
так долго того, что так легко понять. Достаточно одного солнечного луча,
чтобы сделать ощутимыми для ваших грубых органов эти матерьяльные
частицы, наполняющие пространство, среди которого вы живёте. Не знаете ли вы,
что воздух содержит в себе водяные пары? Сгустите их, и вы приведёте их в
нормальное состояние. Лишите их теплоты, и вот эти частицы, неосязаемые и
невидимые, обратятся в тело очень твёрдое. Есть много и других веществ, из
которых химики извлекут вам чудеса ещё более удивительные. Но дух имеет
орудия более совершенные, чем ваши: это воля и позволение Божье." Предметы, сделавшиеся по воле духа осязаемыми, могли ли
бы иметь характер продолжительности и постоянства и делаться годными к
употреблению? "Это
могло бы быть, но это не делается. Это вне законов." Все ли духи имеют в одинаковой степени власть производить
осязаемые предметы? "Чем выше дух, тем легче для него сделать это. Но,
кроме того, это зависит от обстоятельств. Низшие духи также могут иногда
иметь эту власть." Всегда ли дух сознаёт, каким образом он делает одежду или
предметы, наружный вид которых он воспроизводит? "Нет. Часто он делает это
инстинктивно, не давая себе в том отчёта, если он недостаточно просвещён для
этого." |
|