Автоматическое письмо парапсихологический
и клинический термин, обозначающий способность индивида, находящегося
в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса,
писать осмысленные тексты вне сознательного контроля
за этим процессом. Индивид при этом может быть занят совсем другой деятельностью и не отдавать себе
отчет в том, что он вообще пишет.
Увлечение
спиритизмом в конце прошлого века заставило обратить внимание психиатров
и психологов (Ф.Майер, У.Джемс, П.Жане) на проявляющиеся
при этом феномены, в частности на автоматическое письмо,
которое рассматривалось как писание под диктовку духов, отвечающих
на задаваемые им во время спиритического сеанса
вопросы.
В результате научных исследований было сформулировано
заключение, что, автоматическое письмо представляет собой возникший
в особых состояниях сознания доступ к бессознательному.
В последствии автоматическое письмо, наряду с другими аналогичными
явлениями (автоматический рисунок, автоматическое музицирование),
стало использоваться как средство самовыражения в искусстве
сюрреализма (в частности, у А.Бретона).
Интересно отметить, что способностью к автоматическому письму
обладал В.С.Соловьев, который, по свидетельству современников
был пассивным медиумом
Из истории «В Петербурге
живет госпожа Крыжановская - знаменитый автор
романов, написанных автоматическим способом. По ее словам, романы она пишет
легко и быстро, как будто кто-то незримый водит ее рукой. Сама же госпожа Крыжановская не имеет ни малейшего представления о
содержании написанного».
Такую новость сообщили своим читателям «Санкт-Петербургские ведомости» в 1888
году. Далее сообщаются не менее любопытные подробности: «Написанное
госпожой Крыжановской в течение получаса очень
неразборчиво и требует последующей расшифровки и многочасового переписывания
набело. Замечательно, что романы пишутся всегда по-французски, который
хотя и знаком госпоже Крыжановской как выпускнице
одного из русских институтов, но далеко не как русский. Родной язык ее матери
- немецкий. Уже написаны (вернее, надиктованы) шесть романов, среди которых
три исторических: «Эпизоды из жизни Тиберия», «Бенедиктинс-кое
аббатство» и «Фараон Мернетта». Все романы
диктуются от имени умершего английского писателя Рочестера».
На Западе феномен «автоматического письма» известен достаточно давно, и люди
к нему относятся довольно равнодушно: «Хочет человек подписываться Байроном
или Омаром Хайямом, ну и черт с ним Говорят, за того
же Чейза пишет десяток нанятых литераторов, а он эти романы только
подписывает».
Разумеется, когда итальянская домохозяйка, почти необразованная и ни
разу не покидавшая свою родную деревушку, начинает писать романы, где
исторически точно описывается быт и нравы Шотландии времен Марии Стюарт, да
при этом пользуется неизвестным ей шотландским наречием, специалисты заходят
в тупик и лишь разводят руками - мало ли чудес на свете!
Кстати, кроме романов, повестей и стихов, существуют посмертные
записи Баха, Вагнера, Шуберта и других великих композиторов, переданные через
посредников из потустороннего мира с помощью «автоматического письма».
Долгое время в нашей стране подобные сообщения воспринимались как
курьез и никем всерьез не исследовались, пока в 80-х годах прошлого века на
экраны не вышел научно-популярный фильм Киевской киностудии «Десять лет с
экстрасенсами». В нем, в частности, рассказывалось о Вере Владимировне 3.,
которой диктует, а то и напевает свои посмертные стихи Владимир Высоцкий!
К этой истории мы еще вернемся, но выход на экраны необычного фильма
словно прорвал барьер умолчания, и в редакции разного рода СМИ, а затем и в
Комиссии по аномальным явлениям хлынул поток писем от людей, принимающих
художественные и музыкальные послания «оттуда». Причем не всегда удавалось
отождествить автора подобных посланий: у некоторых «автоматическое письмо»
вдруг «включалось» спонтанно и так же спонтанно заканчивалось. Некоторые
просто пугались этого необычного состояния и, в зависимости от пола и
наклонностей, старались принять дозу снотворного или стакан водки.
Бывали и курьезные случаи, как, например, произошедший
в 1985 году в одном из домов культуры Свердловска. Во время фортепьянного
концерта какой-то заезжей знаменитости на сцену вдруг выскочил молодой
мужчина, спихнул знаменитость со стула и стал сам играть на рояле, причем
довольно профессионально. Опешившая поначалу публика дружно возмутилась.
Прибежала охрана и вытолкала незваного исполнителя взашей,
а там и милиция подоспела. В отделении же мужчина ничего вразумительного не
смог объяснить, кроме того, что стал жертвой какого-то наваждения. Более
того, он вообще не умеет играть на рояле, и уж тем более не знает, что именно
собирался исполнить на сцене.
Естественно, что новоявленным музыкантом заинтересовались психиатры,
но быстро выяснилось, что это традиционный музыкальный вариант вдруг
прорезавшегося у человека «автоматического письма». Во всем остальном человек
был абсолютно нормален.
Не
менее курьезный случай произошел летом 1990 года с ленинградским рокером
Олегом Д. У него способность к «автоматическому письму» возникла после
аварии.
Отделался я очень легко: ушибы и сотрясение мозга средней тяжести. Как только
немного очухался, взялся за ремонт своей «тачки». У
отца был немецкий настольный токарный станок, я научился на нем работать еще
в детстве и теперь стал вытачивать некоторые покуроченные
детали. И вдруг в разгар работы меня потянуло сесть за стол, взять огрызок
карандаша и начать писать какую-то ахинею. И этим я занимался почти час,
после чего в мозгу что-то отключилось, и я с изумлением начал разбирать свои
каракули. Это был отрывок из какого-то романа о похождении опричников Ивана
Грозного, а текст изобиловал ятями и прочей дореволюционной атрибутикой. К
тому же в тексте было множество слов, по-видимому, церковно-славянс-ких, смысла которых я не понимал.
Поразившись, что все это написано моей рукой, я принял валерьянку, таблетку
от головной боли и вернулся к прерванной работе.
Но
через день все повторилось, только теперь «сеанс» продолжался всего десять
минут. За этим занятием меня и застала жена. Она долго наблюдала за мной, а
потом разъяснила, что это моей рукой водит какой-то дореволюционный графоман
с того света! Она стала собирать мои листочки, переписывать их и даже
обнаружила в них фамилию автора: если я правильно записал, вроде бы Кудрицкий или Кубицкий.
Поскольку такие «сеансы» могли начаться в любое, самое неподходящее время, я
разозлился и пошел добровольно сдаваться психиатру, чтобы тот отключил меня
от старорежимного психа, который без моего согласия подключается ко мне и
заставляет тратить на его писанину время, которого у
меня не так уж много. Ладно, если это были бы, к примеру, Толстой или Чехов,
тогда еще можно терпеть! Странно, однако врач меня
быстро отпустил, лишь назначил уколы. После пройденного лечения «сеансы»
прекратились. К сожалению, черновик и чистовик уже написанного текста
психиатр мне не вернул.
Большинство
отечественных "соавторов" погружаясь в легкий транс, просто писали
некий текст, причем иногда на языке, которого не знали
и, разумеется, не понимая написанного. И лишь одному свои опусы диктовал
некто с голосом, похожим на голос робота: монотонным и размеренным, без
всякого выражения.
А
вот общение Веры Владимировны с Высоцким было более разносторонним: она
встречалась с ним в снах, где он даже дарил ей
какие-то вещи. Вначале он просто пел свои новые песни, которые она тут же
записывала (на диктовку он перешел позже). Иногда это был диалог, и Вере
Владимировне потом приходилось выполнять его «потусторонние» поручения
(например, передать послание Р.Рождественскому).
Поразительно
то, что, кроме нескольких энтузиастов у нас и за рубежом, никто не пытался
серьезно исследовать полученные с «того света» тексты (музыку, рисунки) на
соответствие корреспонденту, хотя уже давно существуют компьютерные
программы, с помощью которых были проанализированы спорные тексты Шекспира,
Сирано де Бержерака и даже Шолохова. Не исключено, что здесь виновата нормальная человеческая боязнь прикоснуться к
«потусторонней» тематике, хотя в подобных посланиях иногда проскакивает
весьма ценная информация для понимания того, что нас ждет там, где все мы
однажды будем.
Татьяна САМОЙЛОВА НЛО 1-2,2008
|