ИСЛАМ |
В момент своего возникновения ислам был
синкретической религией, впитавшей в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова.
Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние
верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм Основателем ислама считается пророк
Мухаммед - исторически достоверная личность В 610
году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать
годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди
Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое
количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались
преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой
интерес у населения. Со стороны правящих кругов как
к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение. После смерти
богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он
был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как
Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле.
Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные
интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку
проповедь новой религии. Проповеди того периода (мединские суры) исполнены
уверенности и категоричности. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж,
перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни
Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, охватывающее
весь Аравийский полуостров. После смерти Мухаммеда в 632 году ислам формировался
под значительным влиянием христианства и иудаизма. Вскоре после смерти
Мухаммеда в исламе возникла политическая партия шиитов, которые признавали
законным преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергали династию Омайядов.
Постепенно шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от
основного течения ислама. Сторонники ортодоксального ислама стали называться
суннитами. Одновременно с появлением шиитов вся Аравия была охвачена восстаниями и
актами "отпадения". Самым мощным из этих движений было йемамское,
под руководством Мусейлимы (Масламы). В ходе жестоких и кровопролитнызх войн,
которые вел "меч ислама" Халид ибн аль-Валид, все очаги восстания
были уничтожены, после чего уничтожены сторонники Мусейлимы и он сам. Было
ликвидировано и антиисламское движение в Йемене. В 30-х годах VII века
халифат нанес своим главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное
поражение. В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его
завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя
Мухаммеда халифа Али трон халифата заняла династия Омейядов. В первый же год
правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и
Медина перестали быть политическими центрами государства. В результате
дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем
Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии,
Африки. В 711 году была совершена переправа через Гибралтар, и за три года
Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем
продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и
остановились. В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение - суфизм. В
начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века
не были изгнаны норманнами. В начале X века политическая власть
сконцентрировалась в руках армии, состоящей преимущественно из наемников.
Главнокомандующий армией получил должность "эмир аль-умара" (эмир
над эмирами) и стал фактически руководителем всех государственных дел, оставив
халифу религиозную власть. В то же время
ухудшившееся финансовой положение позволило многим эмирам получить большую
самостоятельность. В результате к началу X века от халифата откололись
Северная Африка, Испания и восточные территории от Ирана до Индии. В момент
своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя
элементы ряда религий Аравийского полуострова. Основное влияние на
первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы,
ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм Основателем ислама. считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк.
Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни
последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось
набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того
периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли
вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов
как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение. После смерти богатой жены положение
Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться
в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки
во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные
стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили
идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии.
Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и
категоричности. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж,
перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось
исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский
полуостров. После смерти Мухаммеда в 632 году ислам формировался под
значительным влиянием христианства и иудаизма. Вскоре после смерти Мухаммеда
в исламе возникла политическая партия шиитов, которые признавали законным
преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергали династию Омайядов. Постепенно
шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от основного
течения ислама. Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.
Одновременно с появлением шиитов вся Аравия
была охвачена восстаниями и актами "отпадения". Самым мощным из
этих движений было йемамское, под руководством Мусейлимы (Масламы). В ходе жестоких и кровопролитнызх войн,
которые вел "меч ислама" Халид ибн аль-Валид, все очаги восстания
были уничтожены, после чего уничтожены сторонники Мусейлимы и он сам. Было
ликвидировано и антиисламское движение в Йемене. В 30-х годах VII века халифат нанес своим
главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное поражение. В 639 году
начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства
двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али трон халифата заняла династия
Омейядов. В первый же год правления династии столица халифата была перенесена
в Дамаск, и Мекка и Медина перестали быть политическими центрами государства.
В
результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и
Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока,
Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа через
Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов.
Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732 году потерпели поражение
под Пуатье и остановились. В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое
течение - суфизм. В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей,
пока в конце XI века не были изгнаны норманнами. В начале X века политическая
власть сконцентрировалась в руках армии, состоящей преимущественно из
наемников. Главнокомандующий армией получил должность "эмир
аль-умара" (эмир над эмирами) и стал фактически руководителем всех
государственных дел, оставив халифу религиозную власть. В то же время ухудшившееся финансовой положение позволило многим
эмирам получить большую самостоятельность. В результате к началу X века от
халифата откололись Северная Африка, Испания и восточные территории от Ирана
до Индии.
ПРОРОК МУХАММЕД Мухаммед родился в
Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова - был понедельник, 12 раби
аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и
знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени,
хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин
Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед
жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда
увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой
мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным
сиротой. Вначале воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб,
а после его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммед вел относительно
самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел,
при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых
путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях
разных племен и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.
Мухаммед о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично:
"Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он
чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни. В возрасте 12 лет
Мухаммед совершил свое первое
длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя
посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное
путешествие мимо Ясриба и Табука позволило подростку познакомиться с
разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого
народа. Примерно к 20 годам Мухаммед начал совершенно самостоятельную жизнь,
без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род
его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны,
нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов
или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед слыл человеком
безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и
добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову. В 25
лет Мухаммед женился на богатой вдове
Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на
редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой,
но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка.
Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец,
Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному
горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни,
после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев. Еще во время
торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно
иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих
единоплеменников, Мухаммед отмечал положительные и отрицательные качества
этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к
выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить.
Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому
поклоняться идолам - преступление перед единым Аллахом. Мухаммед молился
Всевышнему Аллаху в полном одиночестве. В молитве он находил, по собственным
словам, "истинное наслаждение". Озарения, которые периодически
осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать живое присутствие
Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда чувством просветленного счастья и
блаженства, что приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить
веру в Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души,
мыслей, слов и поступков: пост, молитва и созерцание. "Соединение
верующего с Богом возвышением духа" возможно, как считал Мухаммед, лишь в
молитве. И он проводил в молитве треть или даже половину ночи, не считая
дневных молитв. Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда являлась расположенная в нескольких часах
ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего
проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и
религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое
откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему
Мухаммеду на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный и приказал ему
(неграмотному!) читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк
и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда "Читай! Во имя Господа твоего, который
сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твои
щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего он не
знал". Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду в одну из ночей
рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи
Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к
человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не
покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное,
совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого
сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог научил
человека тому, чего тот не знал, - "каламом". Значит, Бог является
основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в
виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества,
Джибрил сообщил Мухаммеду (с.г.в.) отрывок из небесного Корана, и тем самым
было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника. Откровение, полученное па горе Хира, окончательно убедило
Мухаммеда (с.г.в.) в правильности сложившихся у него религиозных
представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую
миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда Хадиджа, а затем его двоюродный брат и
воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие
люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммеда уверовали глубоко и на всю жизнь.
Первым среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал
активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. На
первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне.
Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммед (с.г.в.)
приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину
(умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную
ему, Мухаммеду - духовному главе, пророку и посланнику Аллаха. За эти три
года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммеду. И только в конце О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего
возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны беги! И не оказывай милость,
стремясь к большему! И ради Господа твоего,
терпи! Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры. Первую публичную проповедь Мухаммед провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед (с.г.в.) со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом, - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед считал главным чудом новой веры Коран. Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммеда и его немногочисленных сторонников с курайшитами- идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда (с.г.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда (с.г.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои н нечистоты у порога его дома. Мухаммед (с.г.в.) жил в атмосфере неслыханных унижений, от
которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк
(с.г.в.) нашел выход из
создавшегося драматического положения - поселение там, где можно было добыть
себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83
мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра - первое
переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после
начала проповеднической деятельности Мухаммеда (с.г.в.).
Но сам Мухаммед (с.г.в.) все еще оставался в Мекке.
И только в Укрепившись в Медине, посланник Аллаха
(с.г.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной его
целью было об'единение всех арабских племен,
погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ,
преданный Исламу. В начале Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде (с.г.в.) и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммеду (с.г.в.) во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама. В Пророк (с.г.в.) умер в Исламское
представление о Боге - Бог не имеет ничего общего с человеком. - Бог - вне пространства и времени. - Он создал и бесчисленное множество миров, и бесчисленное множество наделенных разумом существ, одним из которых является человек. - Связь человека с Богом односторонняя: человек зависит от Бога, а Бог нисколько не зависит от человека; своим поведением, своими поступками и словами человек не может оказать никакого влияния на Бога. - Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни зла. - Бог добр и милосерден не потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным; доброта и милосердие просто Его изначальные свойства, вытекающие из отношения Творца к сотворенному миру. - Бога нельзя было бы признать абсолютно
всемогущим, если бы в мире происходили хоть какие-нибудь случайные,
заранее им не предусмотренные события. Поэтому учение о предопределении
является закономерным следствием всякого развитого монотеизма. Это учение,
согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью, кажется
противоречащим нравственной ответственности каждого отдельного человека.
Ислам дает разрешение этой проблемы: хотя все совершается только по воле Бога
и судьба каждого человека в самых мельчайших деталях предопределена миллионы
лет тому назад, тем не менее человек отвечает за
каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что
такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое
движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на
предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только
от него, зависит выбор поведения. "О Господи! Молю тебя..."
Одна из молитв пророка (с.г.в.)
- О Господи! Даруй мне любовь к Тебе, даруй мне любовь к тем, кого Ты любишь; сделай так, чтобы я мог исполнить дела, заслуживающие Твоей любви; сделай так, чтобы любовь к Тебе была мне дороже меня самого, дороже семьи моей и богатства! - О Господи! Молю Тебя о твёрдости в вере и о готовности Твоей приобрести милость в глазах Твоих и подобающим образом чтить Тебя; молю тебя еще, чтобы Ты дал мне сердце невинное, отвращающее от порока, и правдивый язык. - И молю Тебя еще, чтобы Ты дал мне то, что ты признаешь
добродетелью, оградив от того, что Ты признаешь
пороком, и чтобы Ты простил мне те прегрешения, которые Ты знаешь. "Вы не войдете в царство Божье,
если..." Отрывки из проповедей пророка (с.г.в.)
- Вы не войдете в царство Божье, пока не будете иметь веры, и вы не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга. - К родителям благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! - и не кричи на них, а говори им слово благородное. - Рабство не отменяется, но мусульманин не может быть рабом мусульманина. Если ты верующий и твой раб принял Ислам, то ты должен немедленно и без всякого выкупа освободить своего брата. Но даже если раб не мусульманин, то и тогда отпустить его на волю - дело богоугодное и похвальное, потому что все люди - братья, в том числе и те из них, до которых пока, по их душевной слепоте и в соответствии с помыслом Бога, голос истинной веры ещё не дошел. - Ваши слуги - это ваши братья, которых Бог поставил под вашу власть. Всякий, кто является господином своего брата, должен давать ему есть то, что он ест сам, и одевать его так же, как он одевается сам. Не заставляйте ваших слуг делать непосильную работу, а если это случится - помогите им. Отдавайте работнику плату его прежде, чем высохнет его пот. - Тот не "очищает" себя, кто не проникнется постоянным стремлением помочь ближнему, сделать ему добро, и в первую очередь прийти к нему на помощь, если он беден. Поэтому каждый верующий должен постоянно творить милостыню, что для зажиточных означает отдавать часть своего имущества в пользу бедняков и неимущих, накормить голодного, напоить жаждущего. - Избегайте подмечать и осуждать в людях недостатки, особенно такие, какие есть в вас самих, так как подобный критицизм основан на гордыне, на желании приукрасить себя и оправдать, и это очень плохо, так как "истинная скромность - источник всех добродетелей". - Когда вы видите человека, одаренного более вас богатством или красотой, тогда подумайте о людях, одаренных менее вас. - Каждый должен руководствоваться старым, давно известным принципом: желай брату своему того же, чего пожелал бы самому себе. - Основное требование - говорить истину, быть правдивым. Такие речи полезны и тому, кто их ведет, и тому, кто слушает. Быть правдивым не значит во всех случаях, в глаза и за глаза, "резать правду- матку": не всякая правда полезна, об ином следует и умолчать, особенно если правда касается других. - Не злословь никого. И если кто-нибудь станет злословить тебя и выставлять на вид пороки, которые он знает в тебе, не разоблачай пороков, какие ты знаешь в нем. Недостойно позорить чью-либо честь; недостойно проклинать кого-либо; недостойно всякое пустословие. - Будьте братьями, рабы Аллаха. Он повелел вам: мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает его. - О мусульмане, если я ударил кого-нибудь из вас - вот спина моя, пусть и он ударит меня! Если кто-нибудь обижен мною, пусть он воздаст мне обидой за обиду! Если я похитил чье-нибудь добро, пусть отнимет его у меня обратно. Не бойтесь навлечь на себя мой гнев - зло не в моей природе... (Из проповеди, произнесенной перед смертью в мечети). |
|