Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях
Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических
факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность
в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не
только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными
провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать
утешение обездоленным и в силу своего национального
характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства,
спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно
выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и
бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило
равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения
свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны,
которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие
грехи и пороки.
Первые христианские общины
и учение ранних христиан.Во
второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще
малочисленные объединения христиан. Христиане принимали всех, кто приходил к
ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь
из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей
“открытости” своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не
принимали участия в полистных празднествах. Их религиозные собрания были для
них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они
внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась
тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны
многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые
бросали христианам их противники.
Община жила по своим законам, чаще всего уйдя
в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее
сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число
постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государство внутри римской
империи. “Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу
образовавшей самостоятельное и расширяющееся государство в самом центре
Римской империи”. Государство в государстве! Естественно, это нарушало
нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мы
видим одну причин гонений христиан).
Социальный состав первых общин мы можем определить лишь
приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные
люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки,
блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву
и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой.
Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали
переносить причащение на следующее за трапезой утро. Трапезы составлялись на
общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных,
милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных
называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось
у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу
спасти". Христианский епископ Киприан учил:
"В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук
варваров Того, кто нас вырвал у диавола".
Раннехристианские общины не знали догматики
и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для
проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим
для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву,
принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и
человеком.
В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями
веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От
"совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были
впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были
окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным
большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой
подготовки.
Большинство состояло из оглашенных, т.е.
готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его
"отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния.
Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах,
различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в
богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили
особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть
службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить
себя.
Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового
характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы
и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению
запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом
должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов,
власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.
Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое, там и
церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо
уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с
ними в раннехристианских документах упоминаются
пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития
(30 - 130 гг. н.э.), эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их
власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый
собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась
чисто на авторитете.
Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением
социального состава раннехристианских общин. Если
ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже
имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская
знать. Если раньше проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения
апостолов и пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской
деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно
сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство
богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный
срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы,
митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и
сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к
полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению
старой внутрицерковной дисциплины.
Раннее христианство свои
социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом,
справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и
счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом
с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно
естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных
граждан.
Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была
найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами
греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в
сознании греховности каждого отдельного человека; в
то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко
понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в
сознании, к чему все так страстно стремились.
Христианство учило
любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его
душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической
ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода,
государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее
бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности
христианства. Отчаявшись в материальном мире любой
человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы
духовной, на особое духовное состояние. Христианство учило, что все дурное в
жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое
случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь
дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о
причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало
жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте
совершенны, как совершенен Отец ваш.
Но будучи радостной вестью для каждого отдельного
человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает
не только человек; “вся тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не только в том, что спасается
каждая отдельная человеческая душа, а в том что
спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений
в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.
Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может,
если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он
может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в
себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не
осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления связывало с
идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с
представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной
жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними
стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно
естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных
граждан.
Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти
отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами
греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в
сознании греховности каждого отдельного человека; в
то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко
понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в
сознании, к чему все так страстно стремились
Христианство учило
любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его
душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической
ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода,
государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее
бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это-
одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом
бегстве из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в
материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог
рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.
Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению
с государственными властями, порождало многочисленные преследования и
гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная
ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической
оппозиции , рассматривалась как определенная угроза
государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и
его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных
настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все
большие масштабы.
Христианство учило, что все дурное
в жизни -есть производное греха, глубочайшего
разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от
божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается
в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан.
III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона,
в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую
высоту, открывши ему светлые перспективы будущего заповедью:
будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.
|