РЕЛИГИИ МИРА |
Зороастризм. Это очень древняя религия появилась около 3500 лет назад. Как утверждают
учёные, в 1500-1200г. до н.э. к востоку от Волги жил
жрец Зороастр наделённый даром откровения. Откровения Зороастра составили
книгу Святых писаний под названием «Авеста» Согласно преданию, в 30-летним
возрасте, однажды утром Зороастр отправился за водой к реке. Когда он
возвращался перед ним возникло «Сияющие существо», которое и привело его к
Богу – «Ахура - мазде» и другим «существам
излучающим свет» в присутствие которых Зороастр «…не мог увидеть собственной
тени». Зороастийзм говорит, что в прежние времена люди севера - Арии умели
изготовлять из трав чудесный напиток, освобождавший человека от телесных уз и
позволявший странствовать среди звёзд. Чего хотите вы духи
пришедшие сюда - спрашивали их Ангелы.
Ахура - мазда
с помощью Святого духа сотворил 7 божеств: покровитель огня, скота,
метала, растений, воды, земли, По зороастрийкой космологии, Мир будет существовать12тыс.лет Вся его история условно делится на 4 периода., в
каждом по 3 тыс. лет первый период когда бог создаёт идеальный мир абстрактных
понятий. На этой стадии уже существовали прообразы того что позднее было
создано на земле. - это мир
невидимый или духовный. Второй период
сотворение материального мира создают небо звёзды солнце третий период до
появления пророка Зороастра Четвёртый
после Зороастра будет длится 4 тыс. лет на
протяжении которых в каждом тыс. летии людям будут являться три Спасителя.
которые являются сыновьями Зороастра последний решит судьбу Мира и
человечества Он воскресит мёртвых, победит силы зла. после чего наступит
очищение мира "потоком расплавленного метала" и всё что останется
после этого обретёт вечную жизнь. Зороастризм. учит добрым мыслям порядку деяниям призывает к
духовному совершенствованию. Говорит, что жизнь предопределена судьбою, но от
его поведения зависит, куда он попадёт в рай или ад. Зороастризм учит, что в момент, когда добро
победит зло тогда наступит преображение мира" В час воскресения
восстанут все жившие на земле. И соберутся около престола Бога, что бы просить прощение за свои грехи преображение тел произойдёт одновременно с
преображением Земли в одно и то же
время изменится мир и его население. Жизнь вступит в новую фазу. День этот
будет концом греха, зла и смерти. После суда Божьего каждый будет. Либо попадёт в новую материальную жизнь, либо займёт
место среди расы "прозрачных" для которых будут созданы новая земля и
новые небеса. Похороны свершались после 4 дней поскольку считалось что после
этого времени душа переселяется в Другой мир.
Зороастрийцы верят, что души умерших предков, помогают живущим. В то что ангелы это Души предков. Иудаизм. Слово Иудаизм на иврите близко по звучанию со словом еврей. Поэтому
иудаизм это религия евреев. Одна из древнейших религий. Зачатки иудаизма
появились в II тысячелетии до н.э. среди евреев, живших на территории Палестины. По еврейскому преданию центром Мира
является Израиль. В центре его Иерусалим,
В центре него Храм, в центре Храма ковчег Союза. Адам был сотворён из
земли взятой с этого места на котором впоследствии
был воздвигнут Храм. Центральная идея иудаизма -
идея избранности. В ней говорится, что Бог создал новый народ из одного
выбранного человека – арамеянина Авраама. Бог заключил с ним Союз. Он
станет проотцом еврейского народа - Синайский союз. Бог – Творец. Он нематериален
– поэтому его нельзя изображать.
Знание о боге добываются путём размышления то есть
"умозрения". Бог сотворил мир за 7 периодов - дней
словами у бога нет различия между словам
и делом. Бог сотворил человека из
«праха земного» и потом вдохнул в него душу. Животные
относятся к материальному миру, ангелы к духовному, а человеке объединено и то, и другое. В человеке как бы две души – одна от животного, другая – божественная.
Если в человеке главенствует животная душа, он вынужден выполнять его прихоти
– божественная душа страдает. После
смерти тело возвращается снова в землю, а душа к Богу. В конце времён Бог совершит
воскрешение Душ, и они снова обретут тела. Если человек не выполнил
данную ему судьбу он возвращается в тело снова. Праведники также
возвращаются для блага человечества. Еврей тот, кого родила еврейка, а также
тот, кто принял Иудаизм. Христианство
и Ислам возникшие под влиянием Иудаизма,
распространили еврейские ценности на большую часть человечества. Иудаизм
принёс миру идею направленного времени текущего от его начала к концу. Счет мира ведётся со дня сотворения (с 6
дня)1995 это 5756 год от сотворения мира. Иудаизм. основан на догматах: признание единого бога Яхве;
богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех
живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость
Ветхого завета (Танаха) и Талмуда. Одним из первых литературных произведений
иудаизма является Тора, закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма.
Тора была обнародована в V веке до н.э. в
Иерусалиме. Одной из сект иудаизма является караимство. Приверженцы этой секты
представляют собой отдельную небольшую этно-конфессиальную группу. Христианство ХР верят что мир создан единым извечным Богом Человек в нём наделён свободной
волей - еще в раю попал под искушение одного из ангелов восставшего против
воли бога. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать как Бог - это
изменило его природу утратил бессмертную сущность он стал
доступен страданиям болезни смерти это и было первородным грехом. Он
был изгнан из Рая. Потомство Адама и Евы населило землю. Чтобы вернуть
человека на путь истинный Бог явил себя избранному им народу – иудеям. Бог не
раз не раз открывался пророкам, заключал заветы(т е
Союзы) со своим народом. дал ему закон содержащий правила праведной жизни. В
священном писанинии евреев проникнуто приходом Мессии - того кто сможет
избавить народ от зла, а людей от рабства греху. Для этого бог послал сына своего который страданиями и смертью своей искупил первородный
грех человечества. Библия это не изложение вероучения и не
история человечества. Опыт святых и
праведников составляет Священное придание христиан Опыт пророков иудейского
народа общавшихся с богом, людей знавших Христа в его земной жизни составили
Священное писание - Библию. Религия Ветхова завета
начинается с середины 2 тыс. до р. х. Большинство
книг ветхого завета составлены с 7 по 3 в до
р.х. К началу 2 в. к
ветхому завету были присоединены нового заветы это 4 Евангелие (греч. Благая весть)
- описание земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а
также книги Деяний апостолов и Послания апостолов Завершает
новый завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце
света - апокалипсис. Книги Ветхова завета написаны на Древнееврейском языке
иврите Новый завет - на греческом языке. Более 50 человек в разные времена
принимали участие в написание Библии. Католическая церковь - объединяет около
-700 мил верующих, Протестантские церкви входящие всемирный совет церквей
около 350 млн. Православная - 120млн. человек. Книги нового завета были
написаны в середине 1 в. ,начале2в учение
сформировалось к 5 в. в разных культурах существуют разные представления о
богах - высших существах от которых зависит жизнь людей. Истоки учения о Боге
в вероучениях древних евреев Значительная часть священных книг иудеев вошла в
Ветхий завет христиан Бог разговаривал с людьми через пророков - тех кто исполнял волю Бога. Апостол Петр говорил: «…
никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой
но изрекали его святые божьи
человеки движимые духом Святым».
Пророк и в иудаизме и христианстве противоположно с понятием предсказатель
прорицатель. Христианство
возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма
как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе
спасителя. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время
было развитие и широкое распространение эллинизма. Римская империя в этот
период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки
до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями,
в Христианство. первоначально распространилось
в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в
первые десятилетия существования получило большое количество последователей
из других народов. Во второй половине I века и в первой половине II века
христианство представляло из себя ряд общин,
состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II
века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин
благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода
христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II
веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно
уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных
законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и
вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного
вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное
количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось
большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный
историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века
шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из
существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых
объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались
в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. В начале IV века
христианство становится в государственной религией Римской империи. В это
время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление
церковной иерархии, высшей и наиболее привелигированной частью которой
становится епископат. До V века распространение
христианства происходило в основном в географических границах Римской
империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй
половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и
славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских
народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за
пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и
деятельности миссионеров. К концу XX века число приверженцев христианства во
всем мире превышает 1 миллиард, из них около половины проживает в Европе.
Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные -
православные и приверженцы других восточных церквей. Примерно с середины 2 тыс.
летия д. н э. Через горные перевалы на северо-западе
Индостана стали проникать воинственные племена Ариев в долине Инда куда вторглась Арии некогда процветала городская
Хараппская цивилизация. Вместе с ариями в индию пришёл совсем иной мир
религиозных представлений. гимны
и молитвы которые арии возносили богу называли священными Ведам и от слова
ведать 9Знать). В ведах запечатлены все знания ариев того
времени об окружающем мире и о самих себе. Это Веда гимнов, Веда священных
мелодий, веда жертвенных формул, веда магических заклинаний
.Арийская религия соприкоснувшись на Индийской земле с Местными богами
стали меняться под их влиянием. В индуизме три бога Брахма - создатель мира,
Вишну -его хранитель, Шива -разрушитель но он же
восстанавливал его заново. Все три бога изображаются вместе как бы в одном
теле. - символ единства. В
основе мировоззрения индуизма лежит идея о том что мир
в котором мы живём не случайное и хаотичное сочетание вещей а гармоничное и
упорядочиное целое человек должен жить в нём
согласно своей судьбе но если он поддаётся соблазнам и страстям он
будет страдать и вновь и вновь рождаться в этом мире - в перевоплощаться в
животных, растения, людей, Череда перерождений регулируется законом воздаяния
- кармой (поступок - деяние)Согласно ему
хорошие или плохие перерождения обусловлены вашими поступками в прошлой
жизни. Любой поступок запечатлевается на вашем тонком невидимом теле. Он хранится там созревает и при благоприятных обстоятельствах
проявляется. Освобождения от кармических влияний высшая цель жизни индуиста.
В индуизме огромное количество богов, полубогов, Духов и т д. Кастовое
деление общества. Тайные Знания - Тантра. Цель Тантры в раскрытии в каждой
душе божественного существа человек должен научиться освобождать себя -
изучая тайну миро создания человек готовится к
приобщению к божественной сущности. Культ камней деревьев гор, Согласно индуизму мир состоит
бесконечная вселенная состоит из множества миров, и каждый из них имеет своё
начало и конец. жизнь
вселенной это непрерывная цепь возникающих и распадающихся миров. Перед
концом мира будут страшные предзнаменования, после столетний засухи в небесах
вспыхнут 7 солнц, которые быстро осушат всю воду, Огонь разносимый ветрами,
сначала уничтожит поверхность земли, затем соберутся тучи, они освободят
ливни, которые будут иди нескончаемо 12 лет, пока
весь мир не скроется под водой, Тогда мировой дух поглотит и людей и богов и
прогрузится в сон до следующего пробуждения и творения. Индуизм берёт
начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II
тысячелетии до н.э. в
долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества,
имеющего много общего с индуистским богом Шивой. Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать
племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению
ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на
индоевропейских языках. Арии принесли сложный обряд
жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось
жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома. Арии смешались с местными
племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества
усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые
стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль
отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов. Брахманизм получил
распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во
второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть,
и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом
и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных
представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше
соответствовали новым условиям жизни. В начале 1-го тысячелетия
н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма.
В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их
философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школа Ньяя
сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала
серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл
буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений. Во время правления династии
Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране.
Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области,
был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии.
Джайнизм остался одной из индийских религий, но число его приверженцев
ничтожно мало. Термин Индуизм европейского происхождение. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм. Фактически не является единой религией, а представляет
собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, хотя школа
веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в
индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти. Основой индуистского
мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха,
кама. В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм.
Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты. Во второй половине XIX века
в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж, которое в настоящее
время насчитывает большое количество сторонников. Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре. Индуисты имеют свой священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества. Буддизм. Религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий
Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в
областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей
Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое
влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен
индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной
этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом
кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до
н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и
Сибирь. Уже в первые столетия своего существования
буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектами и вызвали созыв
соборов в Раджагрихе в Хинаяна утвердилась в основном в
юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а махаяна - в
северных странах, получив название северного буддизма. Распространение
буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов,
совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Философские
концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично,
ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и
нирваны. Характерной особенностью буддизма является
его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не
только против значения внешних форм религиозной жизни и
прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий,
свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве
центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является
проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих
положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии
личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в
буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия
проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи
нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая
реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего
как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип
так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей -
как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого
влечения. В буддизме, в нравственно-эмоциональной сфере господствующей
оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой
нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В
буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного,
отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами
религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание
аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как
абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей
мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В
интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и
рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого
созерцательного размышления (медитации), результатом которого является
переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная
самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким
образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психифизиологии личности. В
качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны
дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной
удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего
бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или
нирвана. В основе буддизма. Лежит
утверждение принципа личности,
неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного
психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир.
Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и
объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического,
психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых
потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия.
Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая
активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его
распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая
духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего
существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных
стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что
бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме
нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой
общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма
божественного и небожественного, бога и мира. Начав с отрицания внешней религиозности,
буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло
отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из
олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став,
таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим
аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в
доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в
него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с
буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от
семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых
течениях махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха
- монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная
религиозная организация. Наиболее влиятельная буддийская организация
- созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литература буддизма
обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите,
сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках. Термин буддизм. Практически не имеет синонимов, за исключением Японии,
где он называется "Букке". Буддизм распространен преиущественно в
Китае, Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке.
Общее число приверженцев всех течений буддизма на конец XX века - около 250
миллионов человек. Буддизм сегодня. Буддизм — самая
древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам —
на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в
странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке,
Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и
Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма),
Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители
Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в
Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX — начала
XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на
сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные
направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в
мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и
противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма
приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и
монахинь. |
|