НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ |
НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ, церковные соборы, происходившие в Никее (совр. Изник, Турция). I Никейский собор (I Вселенский собор, 325), созванный по инициативе
императора Константина Великого, осудил арианство, отрицавшее полноту
божественности Христа. В нем принимало участие ок. 270 епископов. На нем было
утверждено учение о том, что Сын «единосущен» (греч. homoousios) Отцу. В
принятии этой формулы решающую роль сыграли св. Афанасий Александрийский и
Осия, епископ Кордовский, под председательством которого проходил собор.
Собор принял Никейский символ веры и постановил, что празднование Пасхи
должно повсеместно осуществляться в соответствии с времяисчислением, принятым
в Александрийской церкви. II Никейский собор (VII Вселенский собор, 787) рассматривал вопросы,
связанные преимущественно с ересью иконоборчества. Собор высказался за
восстановление практики иконописания и иконопочитания, постановив, что иконы
надлежит «чествовать почитательным поклонением (timetike proskynesis)», но не
«служением» (latreia), «которое приличествует одному только Божескому
естеству», и что «поклоняющийся иконе поклоняется реальности того, кто на нем
изображен». НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, в
узком смысле, принятая на I Никейском соборе (325) формула вероисповедания, в
которой провозглашалась божественность Сына, названного «единосущным (греч.
homoousios, лат. consubstantialis) Отцу», а после краткого третьего члена
формулы («Веруем в Духа
Святого») следовало анафематствование арианства. После полувековой борьбы с
арианством Никейский символ был принят большей частью церкви, и в
местные крещальные формулы были включены его основные определения. К этому
символу восходила формула, употреблявшаяся в Константинополе и, вероятно,
подтвержденная I Константинопольским собором (381). Именно этот Никео-Константинопольский
символ веры, введенный в литургический обиход в Антиохии ок. 480, обычно
называют Никейским символом. В нем опущено анафематствование и
расширена третья часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого
и его равенство Отцу и Сыну. Первоначально это был акт монофизитов,
подтвердивших тем самым свою верность Никейскому символу без
добавлений, но эта практика оказалась приемлемой и для правоверных
последователей Халкидонского собора (451) и вскоре стала общеупотребительной
на Востоке. На Западе этот символ
впервые был введен в литургию в Толедо в 589, когда готские
ариане воссоединились с правоверной церковью. Чтобы подчеркнуть равенство
Отца и Сына, к словам об исхождении Св. Духа было
добавлено слово filioque (филиокве – «и Сына»). В этой
форме Символ вошел в латинскую мессу (в 8 в. в Галлии, а в 11 в. и в
самом Риме). Не принятое Восточными православными церквами филиокве
стало знаком отличия между Западными и Восточными церквами. Никейский
символ употребляют англикане, лютеране и многие другие протестантские
церкви. АРИАНСТВО, одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности
Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным
импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего
полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры
сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство
возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со
стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и
других германских народов еще в 6 и 7 вв. Древние христиане строго
придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем,
они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е.
объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В
евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу.
Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: «В начале было Слово
[Logos = Христос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1); однако в
том же евангелии Иисус говорит о себе: «Отец Мой
более Меня» (Ин 14:28). Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога
Отца? С течением времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить
христологические проблемы, стали описывать природу и личность Христа в
терминах греческой философии. В 3 в. многие богословы
обращались к этому вопросу. Савеллий учил, что Бог именуется Отцом как
Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом как
Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три проявления вовне
единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что Сын есть самостоятельное
божественное Лицо, но что Он не вполне равен Отцу. Тертуллиан рассматривал
Отца, Сына и Св. Духа как три отдельных Лица, хотя и
признавал единство божества. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был
низложен в 268 за отрицание того, что Христос был предвечным
божественным существом, родившимся в мире как человек. Проблема была
налицо, однако оставалось неясным, как ее следует разрешить. Арианские споры
начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный
собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256–336). Арий
учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец)
безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен
Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки
среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306–337),
сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать
христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской
империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные
разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее,
чтобы разрешить эту проблему. Около 300 епископов, в
большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор,
который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал
влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял
вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус
Христос, Сын Божий, есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога
истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу». Хотя
епископы по-разному толковали греческое слово homoousios, казалось, что
конфликту положен конец. Однако ариане
продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой многих восточных
епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно отобразила различие
между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути заблуждениям савеллианского
толка. Сам Константин, по-видимому, был больше заинтересован в согласии, чем
в ортодоксии. Его сын Констанций II (337–361) активно поддерживал арианство.
Тем временем в самой антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане
считали, что Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие – что Он подобен (homoios)
Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались
мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны, никейскую
формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий, епископ
Александрийский (328–373). Имперские власти пять раз
изгоняли Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги
и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном у западных
богословов. Постепенно стал складываться антиарианский консенсус – отчасти
благодаря полемическим сочинениям Афанасия, а также других церковных
писателей – греческих (Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинских
(Иларий Пиктавийский и Марий Викторин), отчасти вследствие того, что
Констанций II, приверженец формулы homoios (подобен), преследовал как
сторонников определения homoousios («единосущников»), так и сторонников
определения homoiousios («подобосущников»). Ариане пользовались императорским
покровительством и в период правления Валента (364–378), однако в 381
вселенский собор в Константинополе вновь подтвердил христологическую доктрину
Никейского собора и, кроме того, принял догмат о полноте божественности
Святого Духа. Соборные вероопределения
и богословские сочинения, порожденные антиарианскими спорами, послужили
основой тринитарного учения о Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных
между собой), принятого в качестве официального вероисповедания Римской
империи в 381 и по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными
православными и многими протестантскими церквами. Быть может, не меньшее
значение, чем собственно христологический спор между арианами и их
оппонентами, имел сотериологический аспект этого спора, т.е. его выводы
применительно к богословскому учению о спасении. Древние христиане верили,
что спасение в конечном счете означает обжение:
достигшие спасения делаются «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4).
Ариане были готовы принять употребление слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был
первым тварным существом, подвергшимся обожествлению. Они полагали, что
Христос обладал способностью ко греху и что только
благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по
усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая
совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления.
Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу
Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти,
благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был
предвечно по своей природе. Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент
на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем
как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати,
даруемой Христом и через Христа. Хотя после Константинопольского
собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире,
оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин
Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве
миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое
число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его
арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских
народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они
вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской
империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство
оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов
юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее
большинство подданных этих государств (в прошлом – римских провинций)
исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей
задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство
отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской
учености, по своему характеру – почти всецело ортодоксальной. Потому не готы
и другие ариане, но франки и англо-саксы, два
германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское
христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е
годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от
арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы – в 587.
Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в
Италии до 7 в. К началу средневековой
эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему
«субординационистские» учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно
возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.). |